Анализ качества произведенной продукции

Качество продукции – один из основных факторов, который способствует росту реализации продукции, основной показатель конкурентоспособности.

Качество – это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

Основными группами показателей качества являются:

Ø назначение;

Ø надежность;

Ø технологичность;

Ø унификация;

Ø патенто-правовые характеристики;

Ø эргономичность;

Ø эстетичность;

Ø транспортабельность;

Ø безопасность;

Ø экологичность.

Показатели технического, экономического уровня многообразны.

Различают следующие показатели качества: обобщающие, индивидуальные и косвенные.

Ø Обобщающие показатели качества характеризуют качество всей производственной продукции, независимо от ее вида и назначения, и измеряются удельными весами:

· новой продукции в общем ее выпуске;

· продукции высшей категории качества;

· аттестованной и неаттестованной продукции;

· сертифицированной продукции;

· продукции, соответствующей мировым стандартам;

· экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны;

· средневзвешенным баллом продукции;

· средним коэффициентом сортности.

Ø Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:

· полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания);

· надежность (долговечность, безотказность в работе);

· технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);

· эстетичность изделия.

Ø Косвенные показатели качества – это:

· штрафы за некачественную продукцию;

· объем и удельный вес забракованной продукции;

· удельный вес зарекламированной продукции;

· потери от брака и др.

Брак, в свою очередь, делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителем).

Выпуск брака ведет к повышению себестоимости продукции, уменьшению объема товарной и реализованной продукции, снижению прибыли и рентабельности. В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товарной продукции, определяют потери от брака. Затем изучают причины понижения качества и допущенного брака, разрабатывают мероприятия по их устранению.

Основными причинами понижения качества продукции являются плохое качество сырья, низкий уровень технологии и организации производства, квалификации рабочих, аритмичность производства и др.

Перечисленные показатели изучаются в разрезе динамики выполнения плана по их уровню, причин их изменения, оценки выполнения плана по уровню качества продукции.

По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются:

Ø доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства (фактическую долю каждого сорта в общем объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества – с данными прошлых периодов);

Ø средний коэффициент (индекс) сортности рассчитывается отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене
первого сорта:

.

Ø индекс роста качества продукции:

.

При изменении сортового состава вначале необходимо рассчитать, как изменились средневзвешенная цена и средневзвешенная себестоимость единицы продукции, затем по приведенным алгоритмам определить влияние сортового состава на выпуск продукции, выручку и прибыль от ее реализации. Расчет влияния сортового состава продукции на объем ее производства в стоимостном выражении можно провести способом, который применяется при анализе структуры производства продукции.

Качество продукции является параметром, оказывающим влияние на такие стоимостные показатели работы предприятия, как выпуск продукции,
выручка от реализации, прибыль.

Изменение качества затрагивает, прежде всего, изменение цены и себестоимости продукции, поэтому формулы для расчета будут иметь вид:

;

;

.

где Ц0, Ц1 – соответственно цена изделия до и после изменения качества;

Себ0, Себ1 – себестоимость изделия до и после изменения качества;

VВПК – количество произведенной продукции повышенного качества;

РПК – количество реализованной продукции повышенного качества.