Анализ объема производства и реализации продукции
Анализ объема производства начинают с изучения динамики валовой и товарной продукции, расчета темпов их роста и прироста.
Различают базисные и цепные темпы роста.
Ø Базисные темпы роста:
.
Ø Цепные темпы роста:
,
где ТПотч, ТПотч–1 – объем товарной продукции в стоимостном выражении в сопоставимых ценах в отчетном и предыдущем году соответственно;
ТПб – объем товарной продукции года, взятого за базу сравнения.
На основе полученных данных можно рассчитать среднегодовые темпы роста и прироста товарной продукции:
;
.
Сопоставление объемов выпуска и продаж позволяет оценить текущую ситуацию и при необходимости принять своевременные корректировки в стратегии развития.
Возможные варианты сравнений:
Ø устойчивое состояние ΔВП = ΔРП;
Ø проблемы сбыта ΔВП > ΔРП – увеличивающиеся запасы готовой продукции;
Ø активная маркетинговая политика или повышение платежеспособного спроса – ΔРП > ΔВП → снижение остатков готовой продукции на складе,
где ВП – выпуск продукции в стоимостном выражении;
РП – объем реализованной продукции.
Также производится соотношение индексов изменения выпущенной и реализованной продукции (IВП , IРП) с индексом инфляции (Iинфл), которое дает реальное представление о стратегии предприятия.
Возможны следующие результаты анализа:
Ø динамичное состояние производства, если:
IВП > Iинфл (IРП > Iинфл);
Ø стабильное состояние производства, если:
IВП = Iинфл (IРП = Iинфл);
Ø состояние спада производства, если:
IВП < Iинфл (IРП < Iинфл).
Расчет и сопоставление базисных и цепных темпов роста и прироста объемов производства и продаж позволяют проследить динамику процесса за несколько лет, выявив негативное или кризисное развитие, установив их причину.
Возможные результаты анализа:
Ø устойчивое состояние производства и реализации ТВП = ТРП;
Ø индикатор сбоя в процессе сбыта ТВП > ТРП;
Ø индикатор сбоя в процессе производства ТРП > ТВП.