Система показателей объема производства и реализации продукции
Результатом производственной деятельности выступают показатели, являющиеся универсальными для любой сферы материального производства:
Ø объем производства в натуральном и стоимостном измерении;
Ø объем отгруженной (реализованной) продукции;
Ø переходящие остатки незавершенного производства.
Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных измерителях. Обобщающими показателями объема и реализации продукции являются товарная и валовая продукция.
Валовая продукция – это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается в сопоставимых и действующих ценах.
Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. Данный показатель выражается в оптовых ценах, действующих в отчетном году.
Реализованная продукция (объем продаж) – полученная от покупателей выручка за отгруженную продукцию, на которую перешло право
собственности.
Объем отгруженной (реализованной) продукции может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах.
При анализе объема производства используются следующие показатели:
· натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.);
· стоимостные показатели;
· условно-натуральные показатели, которые, как и стоимостные, служат для обобщающей характеристики объемов производства (на консервных заводах – это тысячи условных банок, на ремонтных предприятиях – количество условных ремонтов, в обувной промышленности – условные пары обуви и т.д.);
· нормативные трудозатраты используются также для обобщающей характеристики, когда невозможно использовать натуральные и условно-натуральные показатели (рассчитываются произведением нормативной трудоемкости обработки одного изделия на количество обработанных изделий данного вида).
Объекты анализа:
Ø показатели временного ряда объема производства продукции;
· безубыточный объем;
· оптимальный объем;
· максимальный объем.
Ø объем производства и реализации продукции в целом и по ассортименту;
Ø ассортимент и структура производства и реализации продукции;
Ø анализ выполнения договорных обязательств и объемов реализации
продукции;
Ø качество выпускаемой продукции;
Ø ритмичность и сезонность производства и реализации продукции;
Ø факторы и резервы увеличения выпуска и реализации.