Эти идеи определили специфику российской культурологии прошлого.

В исследованиях российских ученых настоящего времени можно найти все указанные направления ис­следований по проблемам культурологии. Тема культу­ры интенсивно разрабатывается в начале 60-х годов XX века. Из наших философов-культурологов можно на­звать имена С.С. Аверинцева, Э. Баллера, В. Библера, В. Губина, В. Давидовича, М. Кагана, Ю. Лотмана, В. Межуева, В. Топорова, А. Уледова и др.

В их исследованиях наметились две исследовательские ветви, называемые «аксиологическим» и «деятельным» подходами к изучению культурологии.

Аксиологическая (или ценностная) интерпретация культуры заключается в выделении той сферы бытия человека, которую можно назвать миром ценностей. Именно к этому и применимо понятие культура. Она предстает как итог, предшествующий деятельности человека.

Сторонники деятельной концепции усматривают в таком подходе к культуре известную ограниченность. С их точки зрения, аксиологическая интерпретация замыкает культурные явления в относительно узкой сфере ценностей. По их мнению, культура должна пониматься как диалектический реализующий процесс в единстве его объективных и субъективных моментов, предпосылок и результатов.

И, тем не менее, и те, и другие, с философской точки зрения, культуру понимают не просто как сумму идей или вещей, которые можно выделить, отделить друг от друга, описать. Весь мир человека – мир его культуры, и вопрос о культуре – это, в сущности, вопрос о самом человеке, о его человеческом способе существования и его отношении к самому себе. Такое отношение свойственно только человеку, и понять его сущность – это и есть задача культурологии.

В отечественной литературе при всем многообразии подходов к культуре наиболее распространенным является следующее определение: "Культура означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также создаваемых ими материальных и духовных ценностей»[2].

Подытоживая сказанное, определим сущность культуры.

Первое. Культура, как общественное явление, представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством, принципов и способов освоения и использования их другими людьми.

Второе. Культура развивается в двух основных формах – в личностно-деятельной, т.е. в форме воспитания способностей, навыков и деятельности людей, усваивающих старые ценности и создающих новые, и в предметной, т.е. в форме материализованных ценностей, передающихся от поколения к поколению.

Третье. Сущность культуры определяется достижениями в области производственной деятельности, науки, техники, искусства в данный исторический период.

Четвертое. Культуру определяют способы и формы овладения ценностями, созданными людьми для их жизни и деятельности. Сюда относят просвещение, образование и воспитание.

Пятое. Сущность культуры определяет творчество, в процессе которого происходит ее развитие. Поэтому к культуре относятся методы творческой деятельности, навыки труда, формы общественного и индивидуального поведения, различные способы научного и художественного мышления.

Сказанное позволяет определить содержание культуры. Известно, что культура - способ существо­вания человека. Человек, как вид, есть культура. Со­держанием культуры является содержание деятельности человека: "действительным содержанием культуры ока­зывается развитие самого человека как общественного существа, развитие его творческих сил, отношений, по­требностей, форм общения и т.д."[3]