Этюд головы человека в технике «гризайли»
Прежде чем приступить к живописному этюду головы, начинающему полезно выполнить один или несколько этюдов головы в технике гризайли.
Гризайль (франц. grisaille, gris — серый) — это живопись, выполненная оттенками одного цвета, когда изображение создается на основе тональных отношений (тонов различной степени светлоты) преимущественно серой или коричневой краски (рис. 3.30).
Цель этого задания — научиться передавать форму головы с помощью
Рис. 3.30. Н. Тырса. Портрет Анны Ахматовой
светотеневых отношений, чтобы впоследствии перейти к более сложной задаче — изображению головы в цвете. Это задание можно считать переходным от рисунка к живописи.
Лепка формы головы с помощью кисти отличается от передачи карандашом.
В рисунке анализируется конструкция головы и условно передается ее цветовая характеристика. Форма и конструкция могут передаваться иногда линейно, без фона.
В технике гризайли форма головы изображается не отдельно от фона, а обязательно вместе с тем окружением, в котором она находится.
Для одноцветной живописи лучше использовать темно-коричневые (сепия, умбра жженая, марс коричневый) и черные акварельные или гуашевые краски. При работе гуашью используют белила. Не следует брать яркие краски (красные, оранжевые, зеленые и т.д.), так как в этом случае изображение теряет выразительность и остроту.
Фоном для головы может быть гладкая драпировка спокойного серого или коричневого цвета. Желательно, чтобы форма головы четко «читалась» на фоне. А освещение подчеркивало бы объем и характер натуры.
Выполнение этюда головы в технике гризайли также основывается на знании ее анатомического строения, конструкции и пропорций.
Работа над этюдом начинается с композиционного размещения рисунка на листе. Затем намечаем общий объем головы и шеи, сверяя движение и общие пропорции по серединной линии. Производим конструктивное построение формы головы. Подробная деталировка и разбор светотеневых характеристик форм головы в рисунке для живописи не обязательны, все это появится позже, когда кистью будут прорабатываться детали головы. Сейчас важно, чтобы рисунок был основой, выявляющей общую конструкцию головы и ее отдельных форм.
На следующей стадии выполняем прокладку тоном. Пишем обобщенно, не увлекаясь деталями.
Лучше начать с теней, потому что они сразу определят форму головы и дадут некий тональный камертон. Когда проложены теневые места, тогда появляется необходимость в решении фона, так как без него трудно угадать на белом листе теневую часть: она будет казаться излишне темной.
Для первой тоновой прокладки не следует брать краску в полную силу, иначе этюд получится слишком темным.
Следующий этап — конкретизация и уточнение формы головы. Прорабатываем переходы от света к тени, детали лица. Увлекаясь деталями, не забывайте о цельности восприятия натуры. Все детали должны быть связаны между собой и с общей формой головы.
Последовательность работы над этюдом головы в технике гризайли представлена на рис. 3.31.
Работа над живописным этюдом головы человека
После того как выполнены этюды головы одним тоном, можно переходить к живописи цветом.
Живопись головы человека строится на общих основах создания живописного произведения. Задачи изображения головы сводятся к передаче ее строения, лепке формы цветом, выявлению индивидуальных особенностей натуры.
В живописном этюде необходимо передать цветовое богатство человеческого тела и его связь с окружающей средой.
Для того чтобы живопись головы не свелась только к срисовыванию внешних черт и раскраске локальными цветами, целесообразно начинать с кратковременных этюдов головы, в которых удобно решать конкретные задачи (см. рис. 14 на цв. вкл.).
В таких быстрых этюдах решаются задачи компоновки головы, цельного видения, звучности цветовых отношений, нахождения колористического единства головы с фоном и т.д. Подобные этюды тренируют глаз, помогают приобрести живописные и пластические знания.
После кратковременных этюдов можно перейти к продолжительным заданиям, где изучение головы будет более углубленным.
Выполнение живописного этюда головы также можно разделить на этапы: выбор модели; определение задач для данной постановки; выбор точки зрения; выполнение предварительного рисунка; нахождение основных цветовых отношений; прописывание деталей, обобщение и завершение работы.
В рисунке под живопись надо тонкими линиями передать конструктивное строение головы, ее положение в пространстве, наметить границы светотени.
Работа над этюдом, как всегда, ведется от общего к частному. Сначала определяем общие тональные и цветовые отношения больших плоскостей, а затем небольшими мазками прописываем форму деталей и опять обобщаем все на заключительном этапе для достижения цельности.
Рис. 3.31. Последовательность работы над этюдом головы (гризайль)
Начинать работу цветом лучше с самого темного места. Сравнивая тени с освещенными частями лица, легче будет найти полутона. Научиться видеть тень в свете — трудная задача. Часто начинающие делают тени головы тем же цветом, что и свет, только утемняя его черной краской. Тени на лице прозрачны и не скрывают естественного цвета лица.
Следует обращать внимание на образование на голове рефлексов от одежды и фона, а также на то, что цвет лица и одежды всегда принимает оттенок, дополнительный к цвету фона.
Знания и навыки, полученные при выполнении живописных этюдов головы человека, помогут грамотно подойти к декоративному ее решению средствами цветной графики.