Основные сведения
4.1 Схемы тормозных приводов
Тормозным приводом называется совокупность устройств, осуществляющих связь педали или рычага управления с тормозными механизмами.
Тормозной привод служит для управления и приведения в действие тормозных механизмов.
Законодательными нормами оговаривается обязательное применение двухконтурной системы.
Схема типа II (передний мост - задний мост) (рисунок 1, а). Один контур предназначен для торможения передних колес, другой – задних. Эта схема является наиболее подходящей для автомобилей среднего класса со смещением центра масс назад и для грузовых автомобилей большой грузоподъемности.
а – схема типа II; б – схема типа Х; в – схема типа НI; г – хема типа; д – LL Схема типа НН
Рисунок 1 – Схемы контуров тормозных приводов
Схема типа Х (диагональная схема) (рисунок 1, б). Каждый контур тормозит определенное переднее колесо и диагонально расположенное заднее. Используется в автомобилях со смещением центра масс вперед. При выходе из строя одного из контуров сохраняется 50% тормозной эффективности. Однако, такая схема может применяться только при отрицательном плече обкатки управляемых колес, иначе автомобиль будет терять устойчивость в результате появления разворачивающего момента.
Схема типа НI (передний и задний мост – передний мост) (рисунок 1, в). Один контур служит для торможения переднего и заднего моста, другой - только для переднего.
Схема типа LL (передний мост и одно заднее колесо - передний мост и другое заднее колесо) (рисунок 1, г). Каждый контур предназначен для торможения передней оси и соответствующего заднего колеса.
Схема типа НН (передний и задний мост - передний и задний мост) (рисунок 1, д). Каждый контур предназначен для торможения всех колес.
Среди пяти возможных вариантов (DIN 74 000) схемы II и X стали стандартными. Высокая чувствительность к неисправности контура в результате перегрева одного из колес указывает на серьезную конструктивную слабость в схемах HI, LL и НН, т. к. подобная неисправность может привести к полному отказу тормозной системы.
На автомобилях в зависимости от их назначения и типа применяются различные тормозные приводы.
4.2 Устройство гидравлического тормозного привода
Устройство гидравлического тормозного привода показано на рисунке 2.
1 – тормозная педаль; 2 – вакуумный усилитель; 3 – расширительный бачок; 4 – главный тормозной цилиндр; 5 – суппорт; 6 – дисковый тормозной механизм; 7 – гибкий шланг; 8 – трубопроводы; 9 – регулятор давления; 10 – рабочий тормозной цилиндр задних тормозных механизмов; 11 – барабанные тормозные механизмы
Рисунок 2 – Рабочая тормозная система с гидроприводом
4.3 Принцип работы гидравлического тормозного привода
При нажатии на педаль тормоза поршень главного цилиндра давит на жидкость, которая перетекает к колесным тормозным механизмам. Поскольку жидкость практически не сжимается, то, перетекая по трубкам к тормозным механизмам, она передает усилие нажатия. Тормозные механизмы преобразуют это усилие в сопротивление вращению колес, и наступает торможение. Если педаль тормоза отпустить, жидкость перетечет обратно к главному тормозному цилиндру и колеса растормаживаются. Гидровакуумный усилитель облегчает управление тормозной системой, так как создает дополнительное усилие, передаваемое на тормозные механизмы колес.