Объясните: а) назначение курсива в тексте (в каждом конкретном случае); б) назначение скобок.

277*. Ниже дается отрывок из статьи А. Михальской «Речевая ситуация» в словаре-справочнике «Педагогическое речеведение». Что в этом тексте (после прочтения предшествующих матери­алов о речевой ситуации) является для вас новым?

...Понимание Р.с. в отечественной прагматике6: при описании Р.с. отбираются те элементы ситуа­ции речи, которые важны для членов данного речевого коллектива и могут определять выбор тех или иных лингвистических форм и значение последних. Среди этих элементов различают несколько групп: А — те, что в совокупности образуют «сцену действия»: 1) тип и жанр события (например, урок); 2) тема его (предмет речи); 3) функция (проверка знаний, сообщение инфор­мации и пр.); 4) обстановка (место, время и пр. — то, что важно); Б — признаки Р.с, относящиеся к участ­никам ее: 1) их социальные позиции (иерархия6 или равный статус и пр.); 2) социальные роли (учитель — ученик); 3) правила и нормы, регулирующие отношения участников в данном социуме6, социальной группе; 4) индивидуальные отношения между участниками (лю­бимый учитель или нет и пр. — то, что важно, и если это важно для речевого поведения).

Укажите своеобразие текста словаря-справочника, его стиля и графического оформления. Все ли вам нравится в этом своеобразии? Есть ли в тексте недостатки, которые мешают вос­приятию его содержания (вами лично)? Письменно ответьте на все вопросы.

278*. На основе текста учебника о речевой ситуации и текстов упражнений 276, 277 выскажите свое понимание речевой ситу­ации: а) или в форме статьи — связного, плавного, логически


упорядоченного изложения своих мыслей о речевой ситуации; б) или в виде пронумерованного перечня характерных призна­ков речевой ситуации, ее вариантов.