Разделы науки о языке. Фонетика
1. Какие разделы науки о языке вы знаете?
2. Что рассматривает каждый из этих разделов?
3. Что изучает фонетика?
4. Каким образом фонетика связана с орфоэпией и графикой?
5. Дайте характеристику согласным и гласным звукам.
47. Проверьте себя: хорошо ли вы разбираетесь в фонетическом составе слова?
1. Какие слова получатся, если произнести в обратном порядке
звуки, из которых состоят данные слова?
Ель1, яд1, лён, рай, ай, люк1, арап, лоб1.
2. Есть ли твердые согласные звуки в скороговорке?
Летели лебеди с лебедятами.
3. Сколько мягких согласных звуков в пословице?
Не трудиться, так и хлеба не добиться.
4. Сколько звуков [ш] в пословице?
Не тот хорош, кто лицом пригож1, а тот хорош, кто
для дела гож.
5. Сколько звуков [ф] в четверостишии А. Яшина?
Пусть тишина, в глуши ни души — Все равно гул в ушах; В шорохи трав и в шумы вершин Вслушиваюсь, не дыша.
6. Сколько звуков в каждом из данных примеров?
Без жилья1, рассмеяться, стать, без шума, детство, расщедриться, ёж.
Основные лингвистические понятия фонетического уровня: звуки речи, слог, ударение.
Ударение — это выделение одного из слогов силой голоса, длительностью звучания, повышением тона.
Русское словесное ударение свободное, разноместное: оно может падать на любой слог (сторона, хороший, праздновать).
Неподвижное ударение сохраняется на одном и том же слоге при любом изменении слова (строить, строю, строим и т. д.; парта, парты, партами); в словах с подвижным ударением происходит перенос ударения с одного слога на другой, с одной морфемы на другую (подписать, подпишет).
Кроме словесного ударения, есть ударение логическое — выделение в произношении одного из слов предложения для усиления его смысловой нагрузки (Он пошел в магазин: он пошел в магазин; он пошел в магазин).