Повторение

1. Прочитайте выразительно текст Государственного гимна Российской Федерации, спишите его, объясните постановку зна­ков препинания и употребление прописной (заглавной) буквы в тексте.

ГИМН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Россия1 — священная5 наша держава, Россия — любимая наша страна, Могучая воля, великая слава — Твое достоянье5 на все3 времена!

Славься5, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна!

Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете!4 Одна ты такая — Хранимая Богом родная земля!

Славься3, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Широкий простор для мечты и для жизни0 Грядущие нам открывают2 года.

Нам силу дает наша верность Отчизне5.

Так было, так есть и так будет всегда!

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз1 вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

(Слова С. В. Михалкова.)


2. Спишите, подготовьте обоснование пропущенных орфограмм и
знаков препинания. Назовите самостоятельные и служебные час­
ти речи в 1, 4 и 7-м предложениях.

1. Моя1 (Р, р)одина моя (Р, р)одная земля мое (О, оте­чество в жизни нет гор..чее глубже и священнее чувства чем любовь к тебе... 2. Низко клан..юсь и (по)сыновьи ц..лую твою пресную землю донская к..зач(?)ей нержа­веющей кровью политая степь! 3. Мнен..е народа это то чем мы писатели должны дор..жить больше всего на свет.. .

4. Чувство любви и беспокойство (за)тех, кто буд..т жить после нас это ещ.. и ответственность перед будущ..м.

5. В сум..рках чуть заметно дымилась (барх..тисто)ч..рная5 зябь6. Земля п..корно ждала обсеменен..я. 6. Небо лес пе­сок все (ярко)зеленое призр..чное. 7. От отца Николка унаслед-.вал любовь к лош..дям (не)измеримую отвагу и родинку такую(же) как у отца величиной с голубиное яй­цо на левой ноге выгпе щик..лотки. 8. Счастье приход..т к нам тогда когда мы выр..жаем не маленький мирок сво­его «я» а когда нам удает(?)ся выразить то что волнует мил(?)ион(?)ы. (М. Шолохов.)

3. Спишите, обосновывая восстановленные вами орфограммы и
пунктограммы. Укажите слова автора при прямой речи и слова,
являющиеся прямой речью. Найдите междометие.

Прощай браток счастливо тебе

И тебе счастливо добрат(?)ся до Кашар.

Благодарствую. Эй сынок пойдем к лодк..

Мальчик подбежал к отцу пристроился справ., и дер­жась за полу отцовского ватн..ка зас.менил рядом с ши­роко шагавш..м мужчиной.

Два осиротевших человека две пе[щ']инки2 заброшен(?)ые в чужие края военным ур..ганом невидан(?)ой силы... Что(то) ждет их (в)переди? И хотелось(бы) думать что этот рус(?)кий человек человек несгиба..мой воли выдюж..т и около отцовского плеча выр..ст..т тот который повзр..слев смож..т все вытерпеть все преодолеть на сво­ем пути если к этому позовет его (Р, р)одина. С тяж..лой грустью смотрел я им (в)след. (М. Шолохов.)

Прочитайте текст вслух, передавая интонацией отношениеавтора к тому, о чем он пишет, и эмоциональное состояние говорящих.




4. Спишите. Какие предложения в этом тексте вы считаете прос­тыми (определите их вид, тип, группу), какие — осложненны­ми (чем они осложнены) и какие — сложными (определите их тип, группу; вид придаточных предложений)?

I. Русь!4 Русь! Вижу тебя из моего чудного прекрасно­го далека тебя вижу: бедно, разбросан(?)о и (не)приютно в тебе... <...> Но какая(же) непостижимая тайная сила влеч..т к тебе Почему слыш..тся и раздает(?)ся немолчно в ушах твоя тоскливая несущаяся по всей длин(?)е и ши­рине твоей от моря и до моря песня Что в ней в этой пес­не Что зовет и рыдает и хватает за сер(?)це Какие звуки болезнен(?)о лобзают и стремят(?)ся в душу и в..ются око­ло моего сердца Русь! Чего же ты хоч..шь от меня Какая (не)постижимая связь таит(?)ся между нами <...> Что пророч..т2 сей необ…ятный простор Здесь ли в тебе ли не родит(?)ся бе..предельней мысли когда ты сама (без)конца Здесь ли не быть бог..тырю когда есть место где развернут(?)ся ему (Н. Гоголь.)

Прочитайте текст выразительно, постарайтесь передать интонацией отношение Н. Гоголя к России, его кровную связь с Россией и думы о ее будущем, учитывая интонационные осо­бенности восклицательных и вопросительных предложений.

П. И какой же русский не люб..т быстрой езды?4 <...> Кажись неведомая сила подхватила на крыло к себе и сам летиш(?) и все летит летят версты летят (на)встречу куп­цы на облуч(?)ках своих кибиток летит с обеих сторон лес с темными строями елей и сос.н с т..порным стуком и во­роньем криком летит вся д..рога невесть куда в пропа­дающую даль и что(то) страшное заключено в сем быст­ром мельканье где (не)успевает означаться пропадающий предмет только небо над головою да легкие тучи да продирающийся месяц одни кажут(?)ся недвижны. (Н. Го­голь.)

1. Примените правило постановки запятой между однородными членами, связанными повторяющимся союзом.

2*. Прочитайте текст выразительно, стараясь передать настрое­ние автора.


5. Спишите текст. Подчеркните главные и второстепенные
члены в первых двух предложениях. Найдите вставную кон­струкцию (предложение, содержащее добавочное, попутное за­мечание, связанное с содержанием основного предложения,
в которое включена эта конструкция) и выделите ее знаком тире.

У подростка счастье (во)многом исход..т от утверж­дения чу(?)ства собственного достоинства. Счастье взрос­лого в борьбе в творчестве.

У меня самого было несколько ..пизодов означающих настоящее счастье. Они совсем разные. Один из них вы­свечен наиболее ярко связан он (по)существу с самым элементарным чувством возвращения к жизн.. . На (К, к)амчатке много лет назад3 работая сплавщ..ком попал однажды в залом который мы разб..рали такое иногда слу­чается в этом деле попал так что уже не оставалось на­дежды выбрат(?)ся зад..хался теряя сознание. Страшная это вещь. А ребята все(таки) спасли вытащили!

Другой род счастья счастье начала. Если говорить о творчестве то это ож..дание (не)обычного. И воплощение замысла счастье. (П. Проскурин.)

Перечитайте текст писателя П. Проскурина о счастье подростка и взрослого. А как вы понимаете счастье? Что для вас лично является счастьем? Напишите об этом. Прочитайте еще раз высказывание о счастье М. Шолохова (упр. 2).

6. Списывая, подчеркните в первом и четвертом предложениях
главные и второстепенные члены, определите, чем они выраже­
ны.

Надо быть личностью.4 Уметь справляться с серьезней конкретной работой. А бывает что закончил парень шко­лу погп..л в один вуз бросил поступил в другой то(же) (не)интересно или (не)(под)силу оказалось... Махнул рукой на все и стал искать работу (по)легче да (по)прибыльнее. Это (н..)что иное как элементарный ц..низм (по)отно-шен..ю к обществу. И нет личности и нет человека. Пер..избыток эрудиции6 еще не знания и не показатель обр..зован(?)ости. (П. Проскурин.)

Объясните постановку тире (в трех случаях). Каково его смысловое назначение? Каковы особенности интонирования предложений с тире?