Неценовые факторы спроса

Совокупность неценовых факторов может оказывать воз­действие на спрос, трансформируя его в условиях, например, стабильных цен.

То, что можно отнести к разряду неценовых факторов, отражено в схеме 3?

Рассматривая воздействие неценовых факторов, следует отметить, что принято отмечать два типа их воздействия: стимулирующее и дискриминирующее. Степень же влияния того и другого типа может быть отражена с помощью трех вариантов: на шкале предложения, в виде функционального

 

НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ СПРОСА
  • Денежные доходы потребителей • Вкусы потребителей (на изменение которых влияет рекла­ ма, мода, перемена времен года и т. д.) • Ожидаемые в будущем цены • Цены взаимосвязанных (взаимозаменяемых или взаимодо­ полняемых) товаров • Экономическая политика правительства (прямое и косвен­ ное налогообложение, социальные пособия)   • Реклама • Число покупателей (конкуренция потребителей)  

 

значения, в форме кривой на графике. С методической точки зрения наиболее удобная форма отражения степени измене­ния - графическая.

В последнем случае наблюдается изменение не формы кри­вой, а изменение ее расположения по отношению к первона­чальной позиции. При позитивном воздействии данных фак­торов кривая сдвигается на графике вправо вверх, при отрица­тельном влиянии перемещение следует влево вниз (рис. 1).

Рис. 1. Положительное (а) и отрицательное (б) влияние неценовых факторов на спрос

Действие неценовых факторов не опровергает наличие за­кона спроса. Данные экономические процессы обусловливают лишь более многогранные аспекты его проявления. Вместе с тем, интересно отметить случаи, когда экономическое поведе­ние покупателей происходит не в рамках традиционного «сце-

 

Завершая разговор о категории спроса, отметим, что в курсе экономической теории данное понятие используется в нескольких ракурсах (см. схему 5):

нария». В итоге возникают своего рода «исключения» из сфе­ры действия закона спроса (схема 4).

Схема 4

АНОМАЛЬНЫЕ СЛУЧАИ ФОРМИРОВАНИЯ СПРОСА
  «Парадокс Гиффена» D Спрос на товары, потребление которых составляет основу жизни малоимущих слоев населения, проявляет нетипичную функциональную зависимость от цены данных товаров. Повышение общего уровня цен приводит к увеличению спроса на них. Объясняется это тем, что удорожание жизни побуждает определенную часть населения изменять структуру своего потребления. Сокращается потребление более дорогих товаров в пользу более дешевых, низкокачественных благ. Данная закономерность была сформулирована английским экономистом Робертом Гиффеном (1837-1910), изучавшим особенности спроса бедных слоев населения в Англии
    Эффект присоединения к большинству1 Проявляется в желании каждого быть не хуже других, не отставать от моды. Эффект обусловлен увеличением рыночного спроса и, как следствие этого, с ростом цены индивидуальный спрос также повышается
    Эффект сноба Наблюдается уменьшение спроса индивидуума сноба на товар вследствие того, что его покупают другие. В данном случае взаимосвязь между ценой и объемом спроса подтверждает содержание закона спроса, но причина поведения покупа­теля объясняется не экономическими интересами, а желанием «выделиться из толпы»
Эффект Веблена
D

Речь идет о феномене демонстративного потребления, характеристику которого впервые дал в своей работе «Теория праздного класса» основоположник американского институционализма Т. Веблен. В определенных условиях цена товара становится показателем его престижности. Отсюда и возникло противоречащее закону спроса явление: снижение цены на определенные товары побуждает некоторых потребителей отказываться от покупок данных то­варов

1 Понятие «эффект» было предложено американским экономистом Х.Лай-бенстайном, обобщившим случаи нетрадиционных вариантов поведения потребителей.

Схема 5