Единение и противостояние
Развитие экономической теории - достаточно сложный творческий процесс. В нем отражаются, по сути, два аспекта: познание обществом окружающего мира, с одной стороны, и стремление творческой личности (автора той или иной теории) к самореализации, к «творческой экспансии» - с другой.
В свою очередь, «поведение» ученого проявляется также в различных вариантах. Наиболее типичный путь - формирование исследователем исходной концепции. Выбранный вариант может найти отклик у ряда последователей. Чаще всего таким образом и возникает научная школа. Дальнейшее углубление исходной концепции проводится на основе подключения к анализу все более широкого спектра факторов. Именно так складывалась доминирующая сегодня в мировой экономической науке неоклассическая экономическая теория.
Параллельно данному подходу (который условно можно назвать «гонкой за лидером») реализуется и другой вариант. Ученых может увлекать не только желание идти по уже намеченному пути. Некоторые стремятся взглянуть на исследуемую проблему совершенно иначе, под другим ракурсом, желают найти альтернативу ставшему уже привычным подходу!
Тема 1. Экономическая теория и пути ее эволюции 21
К этому тяготеют обычно экономисты, склонные к междисциплинарным аспектам экономического анализа. Естественно, что различия в подходах определяются не только психологическим фактором, но и, прежде всего, - объективными условиями.
В целом же можно признать: наличие двух исследовательских путей вполне оправданно. Они дополняют друг друга. Иногда, правда, - с «оговорками», но в целом - достаточно удачно. При этом огромную роль играют те авторы, которые умеют находить и обосновывать в своих трудах синтез различных теоретических школ.
Занимающая сегодня наиболее сильные позиции неоклассическая школа сложилась, как известно, на базе развития концепций английской классической политической экономии - А. Смита, Д. Рикардо, Т. Мальтуса и Дж. С. Милля в XVIII и первой половине XIX в. Преобладающая масса работ, вышедших в свет в последующие 150-200 лет, представляют собой развитие этой «основной линии», так называемого мей-нстрима.
Однако интересно отметить, что, уже начиная с первой половины XIX в., ряд исследователей стремились найти принципиально иные пути экономического анализа (а порой и произвести научную революцию). История свидетельствует о нескольких вариантах альтернативных научных подходов.
Первое «сопротивление» классической теории было оказано немецкой исторической школой. Своим принципом она считала решение научной задачи: исследование закономерностей экономики на примере развития конкретной страны. Представители данной школы избегали оперирования абстрактными схемами. Довлел лозунг: «Каждая страна идет своим путем!» Предпочтение отдавалось изучению реальных специфических проблем, решение которых зависит от культурных традиций, исторических особенностей, «духа народа». В качестве исследовательского инструмента активнейшим образом привлекалась статистика.
Атаку на классическую теорию осуществила и школа мар-жинализма. В данном случае объектом спора была не общая стратегия (что изучать: единые закономерности или же - специфику конкретной
22 Раздел I. Введение в экономическую теорию
экономики). Внимание сосредоточилось на толковании категории ценности товара. Представители маржиналистской школы исходили из того, что данная ценность создается не в процессе производства благ, а лишь на стадии их реализации.
На принципиально иной ракурс исследования (по сравнению с классической политэкономией) нацелена также марксистская школа. Изучение сторон рыночного хозяйства (с исходной задачей его совершенствования) было заменено познанием закономерностей движения всей социально-экономической системы. В теоретической концепции был заложен при этом параметр не экономического эффекта, а, напротив, - социального дисбаланса в распределении создаваемого продукта.