АУДИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА
Принципы
Поскольку большинство клиентов говорят о том, что они скорее «слышат», чем «видят», свои мысли, зачастую оказывается эффективным запоминание на слух. Преимущество этой техники заключается в том, что ее можно применять во время выполнения клиентом других дел, например во время уборки, мытья посуды и т. д.
Метод
1. Запишите на аудиокассету все основные иррациональные мысли клиента.
2. Оставляйте на кассете небольшой промежуток после каждой мысли. Дайте клиенту инструкцию, чтобы он оспаривал каждую мысль или записывал контраргументы на кассету.
3. Попросите клиента слушать кассету и придумывать новые контраргументы ежедневно.
Комментарий
Обязательно предупредите клиента, использующего эту технику, что качество их практики будет варьировать, что у него будут удачные и неудачные дни. Как и во многих других процедурах, в практических техниках происходит эллипсоподобное улучшение. Так как многие клиенты ожидают, что их иррациональные идеи будут исчезать неизменно, чтобы избежать разочарования, им нужно сказать, что возможны и временные неудачи.
Дополнительная информация
Читатель может заметить сходство некоторых из этих практических техник с методами десенсибилизации Вольпе (Wolpe, 1958; Wolpe et al., 1964), разница заключается лишь в добавлении когнитивного компонента.
Другие практические процедуры можно найти в работах Эллиса (Ellis, 1985, 1988, 1995, 1998), Мэхони (Mahoney, 1971, 1979, 1993а; Mahoney & Thoresen, 1974) и других (Maultsby, 1990; Richardson, 1967). Эллис просит своих клиентов проигрывать свои записи другим, чтобы они помогли придумать более сильные и действенные контраргументы (Ellis, 1998). Дальнейшую информацию о карточной технике можно найти в работах Бека (Beck, 1998) и других (McGinn & Young, 1996; Young & Rygh, 1994).
РОЛЕВЫЕ ИГРЫ