Выводы по теме: «Системная модель фирмы, принципы деятельности фирмы, типология фирм».

Организация – это сознательно контролируемое социальное образование с определенными границами, которая функционирует на относительном постоянной основе для достижения поставленных целей.

Для характеристики предпринимательской деятельности принято использовать понятия фирма и предприятие.

Фирма – является основным субъект экономической системы, зарегистрирована в определенно - правовой форме и осуществляющей предпринимательскую деятельность для достижения определённой цели. Фирма может владеть и управлять одной или несколькими хозяйственными единицами, то есть предприятиями. Таким образом, предприятия - это объект предпринимательской деятельности, существующий в виде определенного имущественного комплекса.

Любую фирму можно рассмотреть как:

1. подсистему ряда других систем (отраслевых, национальной экономики, территориальных, мировой системы);

2. сложную систему - построенную для решения много целевых задач и описать которую можно с различных точек зрения;

3. как динамическую, изменяющуюся в результате происходящих в ней процессов;

4. как социально - техническую систему, проектируемую на основе планомерного комбинирования факторов производства для выпуска определенных товаров;

5. как открытую систему, ключевые факторы которой находится во внешней среде.

Любое предприятие функционирует в рамках внешней и внутренней среды, которые вместе формируют среду деятельности предприятия.

Внешняя среда предприятия — это совокупность экономических, политических, правовых, научных и технических, коммуникационных, природно-географических и других условий и факторов, которые оказывают прямое или косвенное воздействие на деятельность предпринимательского предприятия. Таким образом, внешняя среда – это субъекты и силы активно влияющие на предпринимательскую деятельность фирмы и находящиеся за её пределами.

Внешняя среда включает микро и макро среду:

Микросреда- это ближайшее окружение фирмы (факторами микросреды являются: поставщики, конкуренты, средство массовой информации, и т.д.). микросреда косвенно управляется со стороны фирмы.

Макросреда- это субъекты и силы более широкого социального плана (факторами макросреды являются: демографическая, политико - правовая сфера, географическое расположение, научно - техническая среда). Факторы макро среды являются неуправляемыми со стороны фирмы.

Параметрами для описания внешней среды являются:

♦ сложность - это количество факторов на которые должна реагировать фирма , чтобы выжить;

♦ динамичность, скорость изменения факторов;

♦ неопределенность - это количество информации, которым фирма располагает о внешней среде.

Отдельного изучения заслуживает очень важная часть внешней среды редприятия — деловая среда. В. Смирнова и У. Рейзел представляют составляющие деловой среды организации (предприятия) в следующем виде (рис.).

Очевидно, изучение внешней деловой среды организации (предприятия) следует начать с поставщиков материальных, энергетических и других ресурсов. Зависимость предприятия от поставщиков весьма велика. Несвоевременная поставка, поставка некачественных ресурсов, замена одних видов ресурсов другими, завышение цен на ресурсы и т.п. — все это ставит предприятие в полную зависимость от поставщиков, создает большие сложности в работе. Отсюда задача предприятия — максимально минимизировать свою ресурсную зависимость.

Независимо от организационно-правовой формы каждое предприятие является производственной системой. Система – совокупность элементов и взаимосвязей между ними, образующих собой единую целостность. Поэтому, при исследовании работы предприятия необходимо учитывать основные принципы системного подхода:

1. Сумма свойств элементов, входящих в систему не равна свойствам самой системы (прим.: появление новшеств, не присущих конкретным элементам в связи с их объединением).

2. Принято считать, что предприятие является открытой системой, т.е. системой, которая обменивается с окружающей средой веществом, энергией и информацией. Открытая система постоянно приспосабливается к изменяющимся условиям, что обеспечивает ее экономическую устойчивость.

Системные представления о фирме позволяют построить системную модель фирмы, которая представлена на рисунке 5.

Принципы деятельности фирмы:

1. Экономический суверенитет;

2. Конкурентоспособность;

3. Обобществление деятельности в формах:

а) концентрации деятельности;

б) специализация сокращение товарной номенклатуры;

в)кооперирования деятельности;

г) самофинансирование;

д) самоуправление;

е) плановость;

ж) учет предпринимательского риска;

з) соблюдение моральных норм и правил;

и) соблюдение этики предпринимательства.

Классификация фирмна основе качественного признака имеет следующий вид:

1. Классификация фирм по секторам экономики.

2. Классификация фирм по масштабу деятельность (отраслевой принадлежности).

3. Классификация фирм по количественному критерию.

4. Классификация фирм по субъекту право собственности.

5. Классификация фирм по организационно-правовой форме.

6. Классификация фирм по территориально-национальном масштабе