Тема 7 «Смысл человеческого бытия»

Теоретическая часть

1. Особенности бытия человека.

2. Антропосоциогенез. Индивидуализация и социализация.

3. Человек как субъект деятельности.

4. Смерть и смысл жизни.

5. Свобода и ответственность личности.

Практическая часть

1. Какое из следующих высказываний можно охарактеризовать как частный случай золотого правила поведения? Объясните. Почему золотое правило поведения называют золотым?

«Человек должен... довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, которую он допустил бы у других людей по отношению к себе» (Т. Гоббс).

«Свобода заключается в праве делать все, что не вредит другим» (Клаудиус).

«О свободе надо судить по степени свободы самых низших» (Дж. Неру).

«Делай, что хочешь, но так, чтобы не лишиться этой возможности в будущем» (из сборника тюремных афоризмов).

«Не нарушая чужих прав, ты охраняешь собственные» (из фильма Жака Ив Кусто 1984 г.).

2. С возрастом время жизни увеличивается или уменьшается? Дайте развернутый ответ.

3. Рассудите: И.Г. Песталоцци, знаменитый педагог, основоположник теории научного обучения, утверждал: «Человека образуют обстоятельства». Балашов Л.Е.: «Человек только тогда достигает чего-либо, когда он оказывается сильнее обстоятельств».

4. Как Вы считаете: человек по своей природе добр, зол или не добр и не зол? Дайте развернутый ответ, аргументируйте.

5 Что хотел сказать Биант, один из семи греческих мудрецов, этой фразой: «Жизнь надо размеривать так, будто жить тебе осталось и мало, и много»? Попробуйте реконструировать ход его мысли.

6. Откуда в мире зло? Можно ли бороться со злом и если можно, то можно ли устранить зло совсем? Почему добрым быть хорошо, а злым - плохо? Дайте развернутый ответ.

7. Существуют такие высказывания о смерти.

А. Платон устами Сократа утверждал: «Те, кто подлинно предан философии, заняты на самом деле только одним - умиранием и смертью».

Б. Б. Спиноза: «Человек свободный ни о чем так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни».

В. М. Монтень: «Конечная точка нашего жизненного пути - это смерть, предел наших стремлений, и если она вселяет в нас ужас, то можно ли сделать хотя бы один-единственный шаг, не дрожа при этом, как в лихорадке? Лекарство, применяемое невежественными людьми - вовсе не думать о ней. Но какая животная тупость нужна для того, чтобы обладать такой слепотой! Таким только и взнуздывать осла с хвоста… и нет ничего удивительного, что подобные люди нередко попадаются в западню».

Кто, по Вашему мнению, прав и почему? Дайте развернутый ответ.

Дополнительная литература

1. Бердяев Н.А. Смысл творчества//Философия свободы. - М., 1989.

2. Камю А. Бунтующий человек. - М., 1990.

3. Григорьян Б. Т. Философская антропология. - М., 1982.

4. Къеркегор С. Страх и трепет. - М., 1993.

5. Проблема человека в западной философии. - М., 1988.

6. Соловьев Вл. Смысл любви//Соч. В 2 т. - М., 1991. - Т. 2.

7. Teйяp де Шарден П. Феномен человека. - М., 1965.

8. Франк С.Л. Смысл жизни//Вопросы философии. 1990. № 6.

9. Фромм Э. Бегство от свободы. - М., 1990.

10. Фромм Э. Душа человека. - М., 1992.

11. Хейзинга И. Homo ludens. - M., 1992.