Всеобщее управление качеством и управление предприятием. Элементы качества и модели управления предприятием.
Стремление стимулировать производство товаров, конкурентоспособных на мировых рынках, инициировало создание нового общеорганизационного метода непрерывного повышения качества всех организационных процессов, производства и сервиса. Этот метод получил название — всеобщее управление качеством. Total Quality Management — философия всеобщего управления качеством, успешно стартовавшая много лет назад в Японии и США с практики присуждения наград компаниям, достигшим высшего качества производимой продукции.Главная идея TQM состоит в том, что компания должна работать не только над качеством продукции, но и над качеством организации работы в компании, включая работу персонала. Постоянное параллельное усовершенствование 3-х составляющих:
-качества продукции
-качества организации процессов
-уровня квалификации персонала
Всеобщее управление качеством — это не программа; это систематический, интегрированный и организованный стиль работы, направленный на непрерывное ее улучшение. Это не управленческая прихоть; это проверенный временем стиль управления, успешно десятилетиями используемый компаниями по всему миру.
В основе TQM лежат следующие принципы:
-ориентация на потребителя
-вовлечение работников, что даёт возможность организации с выгодой использовать их способности
-подход к системе качества как к процессу
-системный подход к управлению
-постоянное улучшение
Качество: способность набора неотъемлемых свойств продукта, компонента продукта или процесса удовлетворить требования заказчика.
Создаваемая система качества должна учитывать специфику предприятия, его размеры, структуру и организацию производства. Система качества должна быть гибкой, чтобы не создавать помех тем изменениям, которые могут оказаться необходимыми в дальнейшем. При выборе варианта системы производится оценка и трактовка каждого ее элемента. Все элементы разбиваются на три группы.
К первой группе относятся те элементы качества, которые должны быть определены и установлены руководством предприятия:
- политика в области качества;
- организационная структура и организация работы;
- оценка системы качества;
- обучение.
Ко второй группе относятся элементы системы, охватывающие проблемы всего предприятия и связанные с проблемами продукции. К ним относятся:
- контроль документации;
- ведение всех записей по качеству;
- применение статистических методов;
- контроль средств измерений и контроля;
- контроль качества;
- хранение, упаковка, транспортировка, отгрузка изделий;
- обращение с дефектной продукцией.
К третьей группе элементов системы качества относятся элементы, специфичные для определенных этапов:
- проверка контрактов;
- обеспечение качества на различных стадиях жизненного цикла продукции (проектирование, закупка материалов и комплектующих, изготовление и использование).
Главным документом системы качества является «Руководство по качеству».
Модель управления предприятием должна строиться на основе следующих базовых
положений:
1. Предприятие рассматривается с точки зрения преобразования поступающего в виде сырья и
сопутствующих материалов овеществленного потока в готовую продукцию определенного ассортимента.
2. Управление предприятием разделяется на два контура: оперативного и стратегического управления, в
основе которых лежат методы и технологии системного, ситуационного, количественного анализа в соответствии с
личной управленческой концепцией руководителя, которая бы отражала его взгляды и планы по развитию
предприятия.
3. Автоматизация управленческих функций (планирования, контроля, мотивации и др.) предприятия
должна быть комплексной, обеспечивающей качественной, своевременной и полной информацией все основные
этапы принятия решений.
4. В основе комплексной информационной системы предприятия должны располагаться взаимосвязанные
между собой оперативное и основное хранилища данных.