СТРУКТУРА КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В целом структуру основных направлений коммерческой деятельности фирмы, работающей в сфере музыкального шоу-бизнеса, можно представить следующим образом: (см. рисунок № 6).

Изучение практики крупных, средних и небольших фирм, объединений, компаний, ассоциаций и т.д., занимающихся организацией концертной деятельности в музыкальном шоу-бизнесе, позволил выявить ряд различных направлений в коммерческой деятельности различных организаций — от пяти-семи до двух-трех подразделений. Наиболее типичная структура основных направлений коммерческой деятельности средней фирмы приведена на рисунке № 7.

В малой фирме «Рапсодия» в структуре коммерческой деятельности только два структурных компонента: (см. рисунок № 8).

 

49. Гражданско-правовые меры защиты авторских прав.

 

Авторские и смежные права охраняются законом, предусматривающим граждан- ско-правовые, административно-правовые, уголовно-правовые и другие меры защиты. Защита права – это меры, которые предпринимаются в случаях, когда авторские или смежные права нарушены или оспорены. В сфере авторского права и смежных прав одним из самых распространенных нарушений является незаконная реализация контрафактных экземпляров произведений и фонограмм. Все большую угрозу для правообладателей представляет незаконное раз- мещение объектов авторских и смежных прав в сети Интернет и сети сотовой связи. В связи с этим ГК РФ содержит ряд положений, направленных на усиление защиты ав- торских и смежных прав. В содержании субъективного права, как правило, выделяют несколько правомо- чий: возможность требовать от обязанного лица определенного поведения, возможность осуществить субъективное право своими действиями и, наконец, возможность обратить- ся к суду за защитой нарушенного или оспариваемого права. Поэтому с уверенностью можно сказать, право на защиту является составным элементом субъективного граж- данского права. Одним из основных принципов, обеспечивающих защиту авторских и смежных прав, является норма Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) о том, что имуще- ственное (исключительное) право на результат интеллектуальной деятельности, создан- ный творческим трудом, первоначально возникает у автора (п. 3 ст. 1228 ГК РФ). По- этому, прежде всего, субъектами права на защиту являются сами авторы. Защищать права автора и обеспечивать их осуществление может и издатель. ГК РФ допускает такую возможность в тех случаях, когда произведение опубликовано анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности). При отсутствии доказательств иного представите- лем автора считается издатель, имя или наименование которого указано на произведе- нии. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве (п. 2 ст. 1265 ГК РФ). После смерти автора защиту его авторства и имени может осуществлять любое заинтересованное лицо, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 1267 и п. 2 ст. 1316 ГК РФ. От имени правообладателей или от своего имени защиту авторских и смежных прав могут осуществлять и организации по управлению правами на коллективной осно- ве. Аккредитованная организация (ст. 1244 ГК РФ) также вправе предъявлять тре- бования в суде от имени неопределенного круга правообладателей, если это необходимо для защиты прав, управление которыми она осуществляет. Реализация защиты авторских и смежных прав авторами осуществляется на частноправовой основе, т.е. на основе искового заявления. В соответствии со ст. 1248 ГК РФ споры, связанные с защитой нарушенных или оспоренных интеллектуальных прав, рассматриваются и разрешаются судом. Авторам и иным правообладателям предоставлен достаточно широкий спектр способов защиты их прав. Защита исключительных авторских и смежных прав осу- ществляется, в частности, путем предъявления требований о признании права (подп. 1 п. 1 ст. 1252 ГК). К этому способу защиты прибегают, если наличие у лица интеллекту- альных прав подвергается сомнению, оспаривается, отрицается или имеется угроза та- ких действий. Кроме того, он может быть использован и в случае отрицания охраноспо- собности произведения, например, в силу его нетворческого характера. В качестве другого способа защиты авторских и смежных прав ст. 1252 ГК назы-«Ученые заметки ТОГУ» Том 4, № 4, 2013 http://ejournal.khstu.ru/media/2013/TGU_4_210.pdf 1121 вает пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Это требование предъявляется к лицу, совершающему такие действия или осуществля- ющему необходимые приготовления к ним. Оно может быть заявлено как в совокупно- сти с иными средствами защиты, так и самостоятельно. Наиболее действенным и востребованным практикой является такой способ защи- ты авторских и смежных прав, как возмещение убытков. Требование о возмещении убытков предъявляется к лицу, незаконно использовавшему результат интеллектуаль- ной деятельности, например, без заключения соглашения с правообладателем (бездого- ворное использование) или иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб. По смыслу ст. 1252 ГК РФ основной формой компенсации причиненного потер- певшему материального ущерба является возмещение убытков, включая упущенную вы- году (ст. 15 ГК РФ). В качестве примера реального ущерба можно назвать произведен- ные истцом расходы на устранение искажений и иного посягательства на неприкосно- венность произведения либо на восстановление материальных носителей произведения, которые повреждены или уничтожены нарушителем авторского права. В сфере защиты авторских и смежных прав потерпевшие часто сталкиваются с упущенной выгодой, ко- торая могла быть получена правообладателем в условиях нормальной реализации при- надлежащих ему исключительных прав. Поскольку доказать наличие убытков и обосновать их размер, особенно в части упущенной выгоды, бывает не всегда просто, п. 3 ст. 1252 ГК РФ предоставляет потер- певшему возможность требовать компенсации понесенных убытков. Компенсация под- лежит взысканию при доказанности факта правонарушения. При этом правообладатель освобождается от доказывания размера причиненных ему убытков. Размер компенсации определяется судом в пределах, установленных законом, в зависимости от характера нарушения и иных обстоятельств дела с учетом требований разумности и справедливости, либо в размере от 10 тыс. до 5 млн. руб., либо в двукрат- ном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемом исходя из цены, которая при сравни- мых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения. Правообладатель вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации за каж- дый случай неправомерного использования результата интеллектуальной деятельности либо за допущенное правонарушение в целом. К способам защиты авторских и смежных прав относятся также требования об изъятии материального носителя – оборудования, прочих устройств и материалов, ис- пользуемых или предназначенных для совершения нарушения исключительных прав. Такие объекты по решению суда подлежат изъятию из оборота и уничтожению за счет нарушителя, если законом не предусмотрено их обращение в доход Российской Федера- ции. Указанное требование предъявляется к изготовителю, импортеру, хранителю, пе- ревозчику, продавцу, иному распространителю, недобросовестному приобретателю тако- го оборудования. К нарушителю исключительного права может быть предъявлено требование о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного пра- вообладателя. Такое требование может предъявляться в случае нарушения как исклю- чительных, так и личных неимущественных прав (п. 1 ст. 1251 ГК). В случае нарушения личных неимущественных прав автора их защита осуществ- ляется также путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права; пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; компенсации морального вреда. Защита чести, достоинства и деловой репу-«Ученые заметки ТОГУ» Том 4, № 4, 2013 http://ejournal.khstu.ru/media/2013/TGU_4_210.pdf 1122 тации автора осуществляется в соответствии с правилами, установленными ст. 152 ГК. Отсутствие вины нарушителя не освобождает его от обязанности прекратить нарушение интеллектуальных прав, а также не исключает применение в отношении его мер, направленных на защиту таких прав. В частности, публикация решения суда о до- пущенном нарушении и пресечение действий, нарушающих исключительное право на результат интеллектуальной деятельности либо создающих угрозу нарушения такого права, осуществляются независимо от вины нарушителя и за его счет. Новым положением части четвертой ГК РФ является закрепление возможности ликвидации юридического лица в случае, если оно неоднократно или грубо нарушает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (ст. 1253 ГК РФ). Такое решение принимается судом по требованию прокурора. При совершении та- ких нарушений гражданином, осуществляющим предпринимательскую деятельность, судом может быть прекращена его регистрация в качестве индивидуального предпри- нимателя. Кроме того, надо обратить внимание на то, что установленные ГК РФ способы зашиты исключительных прав может применять также и лицензиат, которому выдана исключительная лицензия, если нарушение третьими лицами исключительного права затрагивает права, полученные им по лицензионному договору (ст. 1254 ГК РФ).

 

50. Технология организации выставочной деятельности.

 

Выставки, ярмарки... Прежде чем начать анализировать выставочную деятельность, целесообразно уточнить терминологию. В русском языке два основных слова определяют эту сферу - ярмарки и выставки. Гораздо больше терминов в английском - кроме fair и exhibition - exposition, show, display, во французском к ним добавляется salon - термин, который перекочевал и в русский язык, и т.д.

Этимологически в словаре Даля ярмарки (в славянском языке - ярмонка) - большой торговый съезд и привоз товаров в определенное (срочное) в году время, годовой торг. Причем различаются ярмарки общие - на всякий товар и частные - на отдельные виды товара; в немецком jarmarket означает ежегодный рынок. В то же время ярмарка (в английском языке - fair) подразумевает не только рынок товаров, но и во многом рынок развлекательных услуг (аттракционы, сцены и т.п.). Это сродни и старому русскому пониманию Котов Ю.И. Выставочная деятельность - перспективная отрасль российской экономики // Маркетинг в России, № 8, 2003. С. 15.

Таким образом, под ярмарками историческими понимались регулярные торжища широкого значения; рынок, регулярно, периодически организуемый в традиционно определенном месте; сезонная распродажа товаров одного или многих видов.

Выставка определялась как публичная демонстрация достижений в области материальной и духовной деятельности человека.

В Концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации употребляются следующие понятия.

Выставки и ярмарки - это рыночные мероприятия, на которых экспоненты представляют на основе выставочных образцов производимые товары и услуги.

В рамках выставок и ярмарок организации (экспоненты) с помощью образцов (экспонатов) демонстрируют производимые товары и услуги с целью изучения конъюнктуры рынка и содействия их сбыту.

Отличительной чертой ярмарок является то, что они, как правило, предполагают непосредственное осуществление прямых продаж экспонентами демонстрируемой продукции, хотя в настоящее время границы между понятиями «выставки» и «ярмарки» сведены до минимума.

Выставки и ярмарки - как правило, многокомпонентные мероприятия, включающие в себя наряду с демонстрацией экспонатов также конференции, семинары, «круглые столы» и другие мероприятия, выполняющие информационную функцию.

Комитет немецкой экономики по делам торговых выставок и ярмарок дает свои определения.

Ярмарки - регулярно организуемые рыночные мероприятия с ограниченным временем проведения. Адресуя свои экспонаты преимущественно квалифицированным специалистам - посетителям ярмарок, многочисленные участвующие в ярмарке предприятия представляют основные товары и услуги одной или нескольких отраслей, предлагаемые промышленным заготовителям и реализуемые преимущественно на основе выставленных образцов.

Выставки - рыночные мероприятия с ограниченным временем проведения. Адресуя свои экспонаты преимущественно обычным посетителям-неспециалистам, многочисленные участвующие в выставке предприятия представляют и реализуют характерные товары и услуги одной или нескольких отраслей или информируют потребителей с целью содействия сбыту товаров Прохоренко В. Выставка - это уникальный маркетинговый механизм // Маркетинг в России, № 9, 2001. С. 55.

Налицо очевидное подобие определений. Главное общее - это подчеркивание рыночного характера выставочно-ярмарочных мероприятий. При этом ярмарки ориентируются главным образом на специализированного посетителя-покупателя, оптовика, на осуществление продаж экспонентами демонстрируемой продукции, в то время как выставки - на более широкий круг возможных потребителей, на привлечение их внимания к товару.

На Марсельском конгрессе (октябрь 1995 г.) Международного союза ярмарок (УФИ) было принято следующее определение ярмарки: «Ярмарка - это международная экономическая выставка образцов, которая независимо от ее наименования в соответствии с обычаями страны, на территории которой она проводится, представляет собой рынок товаров широкого потребления (или оборудования) и действует в установленные сроки в течение ограниченного периода времени в одном и том же месте и экспонентам которой разрешается представлять образцы своей продукции для заключения сделок в национальном или международном масштабах» Котов Ю.И. Выставочная деятельность - перспективная отрасль российской экономики // Маркетинг в России, № 8, 2003. С. 21.

 


[1] Цит. по: Зилов М. Вдохновение и расчет. Организация творческой работы в драматическом театре. – М., 1976. – С. 73.