Старение населения и пенсия
Как мы указывали в разделе Рождаемость и Смертность, государство пытается бороться с демографическим кризисом путем стимулирования рождаемости и сокращения смертности. Но в России существует еще очень важная проблема, связанная с демографической динамикой - старение населения. С каждым годом стариков в России все больше и больше, а трудоспособного населения все меньше, а ведь кто - то должен кормить этих стариков, заботится о детях, так как те дети, которые рождаются сейчас станут экономически активны минимум через 15 лет. Как видно, реформы по стимулированию рождаемости - это долгосрочные инвестиции государства, а что сейчас делает государство в борьбе с этой проблемой?
Над сохранением достойного уровня пенсий бьются сегодня практически все развитые страны, поскольку проблема старения населения общая для всех.
Наиболее распространенный способ уменьшить расходы государства на пенсионеров - повысить пенсионный возраст, к чему в последнее время прибегли Франция, Италия, а в ближайшие годы собирается сделать то же самое, Швеция, США, Великобритания, Чехия. Россия от этого способа отказалась - не та продолжительность жизни и здоровье жителей страны.
В данный момент Россия пытается выработать свою модель усиления пенсионной системы страны.
С 2002 года действует пенсионная реформа, в соответствии с которой трудовая пенсия стала состоять из трех частей: базовой, страховой и накопительной. При этом, если за назначение и выплату первых двух отвечает государство, и выплачиваются они по солидарному принципу, то накопительная часть персонифицирована, это - личные деньги. Сумма пенсионных взносов, которые идут на накопительную часть, фиксируется в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного, и будущий пенсионер каждый год получает информацию из Пенсионного фонда о том, сколько денег у него накопилось. Кроме того, эти средства инвестируются для того, чтобы получить дополнительный доход, именно работник решает, кто будет заниматься размещением его накоплений - государственная управляющая компания или одна из частных управляющих компаний. Возможен и третий вариант - пенсионные накопления передаются в один из НПФ (сборник новые законы и нормативные акты).
Работник может получить свои накопления только после того, как выходит на пенсию - в виде ежемесячной прибавки к базовой и страховой частям пенсионных выплат (там же).
В этом же законе была установлена норма, которая гарантировала право на получение пенсионного накопления наследниками, если человек умирает, не успев оформить пенсию, но до недавнего времени она не выполнялась, потому что не было необходимого подзаконного акта, который установил бы четкий порядок оформления выплат этих средств. Теперь соответствующее правило утверждено Правительством, то есть теперь пенсия может передаваться по наследству («Пенсии по наследству», «РГ» от 15 ноября 2007, № 256).
Кроме этого, В.В. Путин поставил задачу об увеличении пенсий до 40 % от заработной платы, такой уровень замещения пенсией утраченного заработка рекомендован 102 - й Конвенцией МОТ(«Сверхдоходы на старость», «РГ» № 274 от 6 декабря 2007 года).
Эта задача предполагает ликвидацию бедности среди пенсионеров.
В течении последних лет зарплаты в среднем растут в стране быстрее, чем происходит индексация пенсий. В результате коэффициент замещения пенсией утраченного заработка постоянно падает и составляет сейчас порядка 25 процентов. Опережающее повышение базовой части пенсии, повышая средний уровень трудовой пенсии в целом по стране, не решается вопрос с работниками, имеющими зарплату выше средней. Таким работникам после выхода на пенсию будет очень трудно приспособится к новым условиям дохода, если он уменьшается сразу в несколько раз. Это настоящий потребительский шок и сильнейший стресс (там же).
Эти проблемы необходимо решать, искать дополнительные источники финансирования пенсионной системы. Найдутся они или нет - вопрос времени. Но провести одномоментную двукратную индексацию невозможно, потому что возникает угроза колоссальных экономических диспропорций: возникает значительный дефицит средств в Федеральном бюджете, либо придется сократить расходы по другим статьям.