Соотношение знания и познания

Знание – объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражет, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира.

Познание-обусловленный практикой процесс приоббретения и развития знаний, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Это такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание.

Термин знание употребляется в трех основных аспектах:1) способности, навыки, которые базируются на осведомленности; 2) любая познавательно значимая информация; 3) особая познавательная единица, существующая во взаимосвязи с практикой. Второй и тертий аспекты и сеть предмет исследования особой философской дисциплины – теории познания, гносеологии.

На ранних этапах истории существовало обденно-практическое познание, это сведения о природы, людях, условиях их жизни, общении, социальных связях и.т.д. Основой данной формы познания были опыт повседневной жизни и практика. Одной из исторических форм было игровое познание. В ходе игры человек осуществляет активную познавательную деятельность, приобретает большой объем новых знаний. Важнуюроль на начальном этапе истории человечества играло мифологическое познание. Оно предстваляет собой фантастическое отражение реальности, является бессознательно-художественной переработкой природы и общества народной фантазией. В рамках мифологии вырабатывались определенные знания о природе и людях.

Внутри мифологии зародилась художественно-образная форма познания, которая в дальнейшем получила наибольшее развитие в искусстве.

Древнейшими формами познания является философское и релгиоизное познание.

Важнейшей формой познания является научное познание. Наука – это форма ддеятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании.

Наука имеет цель: постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать их изменению.

Уже античные философы стремились выявить специфику познавательног процесса, егоуровни, формы и противоречия. Аристотелм была создана формальная логика, Гераклит и Платон разработали диалектику, исследовались проблемы истины и заблуждения.

Боьлшой шаг в развитии теории познания и методологии был сделан в философии Нового времени. Процесс познания стал предметом специального исследования таких философов, как Локк и Лейбниц которыми были универсльный методы, заложены основы математической логики., сформулирован ряд диалектических идей.

Главное достижение немецкой классической философии – диалектика: трансцендентальная логика Канта его учение о категориях и антиномиях, антитетический метод Фихте, диалектическая натурфилософия Шеллинга. Гегель представил диалектику как систему категорий, обосновал положение о совпадении дилактики, логики и теории познания, дал систематическую критику метафизического методы мышления.

В современной западной философии проблемами познания занимаются представители постпозитивизма, структурализма, аналитической философии, герменентики, эволюционной эпистемологии. Содержательно и адекватно проблемы познания решает диалектико-метариалистическая гносеология.