Бытие.Проблема бытия в истории

Проблема бытия – одна из самых главных проблем фил.термин «быть» в фил.становится категорией онтологии, где речь идет об истинно сущем, едином, гарантирующем миру и человеку устойчивое существование. Бытие как фил.категория обозначает реальность, лежащую за пределами возможности человеческого опыта, а поэтому не зависящую ни то человека с его сознанием, ни от человечества. Бытие – это реально существующая, объективная самостоятельная, вечная субстанция, которая включает в себя све сущее. Становление философии начиналось с изучения проблемы бытия. Именно попытка понятия сущности бытия была в основе антологии античной, древнеиндийской и китайской философии и лишь затем решались задачи гносеологии, логики и др. проблемы.

Основными формами бытия являются: материальное бытие – существование мат.тел,явлений приоды, вещей созданных трудом человека;

Материальное быте-существованеи человека как единства материального и духовного;

Социальное бытие – бытие отдельного человека и бытие общества.

На протяжении все своей истории люди стояли перед проблемой; либо признать наличие бытия, либо объявить свое существование самодостаточным и не нуждающимся в помощи в покравительстве Абсолюта.Фил., принимая и оправдывая тот или иной выбор, являла себя в истории то как фил. бытия, то как фил,свободы. Философия обосноваала зависимость человеческого существования от вечного и абсолютного: Бог, Разуми.т.д. философия свободы доказывала, что человек является творцом истории и своей жизни. Проблема бытия то исчезает из философии рассмотрения, то появляется вновь, - это свидетельство онтологической потребности человека признать нечто, превосходящее и превышающее человеческое существование. Возвращение к теме бытия всегда начинается с вопроса о смыле жизни.

Впервые проблема бытия введена в философию античным мыслителем Парменидом(5-4вв.до.н.).

В результате кризисе веры в могущество богов Олимпа стали рушиться основы и нормы социальной жизни, в человеческом сознании зародилась отчаяние и неуверенность в своем будущем. Людям нужна была новая вера как опора в жизни. Философия открытием Парменида попыталась успокоить современников понятием Абсолютной мысли, которая является гарантом надежной и спокойной жизни. Люди снова обрели уверенность в том, что мире все подчинено порядку и необходимости. Под необходимостью Парменида подразумел Божество, Правду, Провидение, Судьбу, что по определению вечно и неуничтожимо. Абсолютная мысль, и есть бытие, а бытие есть мысль, но не субъективная мысль человека, а Логос-космический Разум. Человеческий ум способен познавать только посредством общения с Разумом, который и есть бытие. Человек не открывает истину, истина открывается ему через контакт с бытием. Бытие – свет, который можно увидеть только глазами разума.

В христианской философии истинное бытие – Бог, который творит своей волей и своей премудростью. В отличие от античного Абсолюта, Бог христианства предстает живым и личностным. Человек, созданный по образу и подобию, обладает всеми его чертами и поэтому является существом личностным. Истинная свобода человека –в отказе от собственной воли.

В новое время люди перестали признавать свою зависимость от Бога, они присвоили себе право Творца и стали воспринимать свое сознание, свою жизнь, свои потребности как единственное и несомненное подлинное бытие. Человек оправдал свое право преобразовывать мир. Философия бытия уступила место фил.свободы, центральной проблемой которой стал человек, как начало и причина всего, что случается с ним и миром.

Основоположник фил.Нового времени Р.Декарт сделал мысль бытием, а творцом мысли объявил человека. Бытие стало субъективным.