Антропологический материализм Л.Фейербаха.

В середине XIX века с острой критикой идеализма выступил немецкий философ Людвиг Фейербах. Он считал, что идеализм - рационализированная религия, а философия и религия противоположны друг другу. В основе религии лежит вера в догматы, философии - знание, стремление раскрыть действительную природу вещей. Первейшую задачу философии Фейербах видел в критике религии, разоблачении иллюзий, которые составляют сущность религиозного сознания. Религия и идеалистическая философия возникают из отчуждения человеческой сущности, посредством приписывания Богу тех атрибутов, которые в действительности принадлежат самому человеку.

Для освобождения от религиозных заблуждений необходимо понять, что человек - не творение Бога, а часть - и притом наиболее совершенная - вечной природы.

Материализм Фейербаха существенно отличается от материализма XVIII века, потому что он не сводит всякую реальность к механическому движению и рассматривает природу не как механизм, а как организм. Он характеризуется как антропологический (в центре внимания Фейербаха - человек как психофизическое единство, единство души и тела). Из такого понимания человека, Фейербах отвергает его идеалистическую трактовку, где человек рассматривается как духовное существо. Тело в его целостности составляет сущность человеческого ”Я”. Духовное начало в человеке не может быть отделено от телесного, дух и тело - две стороны реальности, которая называется организмом. Человеческая природа толкуется преимущественно биологически, и отдельный индивид для него -звено в развитии человеческого рода.

Начало нового, материалистического, периода в творчестве Фейербаха 1839 год, в котором он окончательно порывает с гегелевской философией и становится материалистом. Критикуя идеалистическую трактовку познания (недоволен абстрактным мышлением),он апеллирует к чувственному созерцанию. Полагает, что ощущение - единственный источник нашего познания. Только то, что дано нам через органы чувств обладает подлинной реальностью. С помощью органов чувств мы познаем физические объекты, психические состояния других людей. Фейербах не признавал сверхчувственной реальности и отвергал возможность чисто отвлеченного познания с помощью разума, считая последнее изобретением идеалистической спекуляцией.
Книга «Сущность христианства», (1841г) - настоящий триумф материалистической философии. Цель книги - «сведение религии к антропологии». Религия как проблема проходит красной нитью через творчество Фейербаха. Он пишет, что его первой мыслью был бог, второй – разум, а третьей и последней – человек. Фейербаха интересует не идея человечества, а реальный человек, который, прежде всего – природа, тело, чувственность и потребности. Идеализм надлежит отвергнуть: упраздняет конкретного человека. Теизм неприемлем: не Бог творит человека, а человек создает Бога. Фейербах провозглашает материализм и атеизм, признает, что природа существует независимо от сознания, она - основа, на которой вырос человек, вне природы и человека нет ничего, созданное религией божественной существо - лишь фантастическое отражение человеческой сущности. Такова основная идея этого произведения. Имя Фейербаха стало для того периода символом борьбы с темнотой, суеверием и деспотизмом.