Система объективного идеализма и диалектический метод Г.В.Ф.Гегеля.

Гегель отверг учение Канта о непознаваемости мира; впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса; попытался раскрыть внутреннюю связь движения и развития - заложил основы диалектической системы. Он как объективный идеалист исходит из того, что в основе мира лежит духовное начало (абсолютная идея) или мышление. Мышление - не только субъективная, но и объективная сущность (первооснова всего существующего). Оно отчуждает своё бытие в виде материи, оставаясь в ней внутренним содержанием (принцип тождества бытия и мышления). Абсолютная идея - начало и развивающееся содержание мирового процесса, результат его существования. Её высшая ступень - абсолютный дух человечества и человеческой истории. Абсолютная идея содержит в свёрнутом виде все определения общественных, духовных и природных явлений. Стадии процесса саморазвития АИ : логика ( раскрывает АИ в виде системы категорий); природа (из нее возникает человек и человеческий дух (развитие:1)субъективный 2) объективный); абсолютный дух (высшая форма самореализации абсолютной идеи).

Весь мир, природа, человек — воплощения абсолютной идеи (бытие воплощает воплощение идеальной идеи). Фил-я: 1)как система (объективный идеализм); 2)как диалектический метод. Все явления в своем развитии проходят 3 стадии: тезис, антитезис, синтез. «Логика Гегеля»: Учение о бытии, сущности, понятии. Логика - наука о сущности вещей, которая развивается в понятиях. Учение о развитии - ядро гегелевской идеалистической диалектики и целиком направлено против метафизики. Особенное значение в диалектическом методе Гегеля имели три принципа развития (движение понятий): переход количества в качество, противоречие как источник развития и отрицание отрицания. В этих трех принципах вскрыл всеобщие законы развития. Впервые в истории философии Гегель учил, что источником развития являются противоречия, присущие явлениям. Мысль Гегеля о внутренней противоречивости развития - драгоценное приобретение философии.

Выступая против метафизиков, рассматривавших понятия вне связи друг с другом, абсолютизировавших анализ, Гегель выдвинул диалектическое положение о том, что понятия взаимосвязаны между собой. Таким образом, Гегель обогатил философию разработкой диалектического метода. В его идеалистической диалектике заключалось глубокое рациональное отражение. Рассматривая основные понятия философии и естествознания, он в известной мере диалектически подходил к истолкованию природы, хотя в своей системе он и отрицал развитие природы во времени.