И. Кант как основоположник немецкой классической философии. Теория познания И. Канта

Родоначальником классической немецкой философии является Иммануил Кант. Философское творчество Канта делится на два периода: докритический (до начала 70-х годов) и критический. В первый период своей деятельности философ занимался исследованием вопросов естествознания и пытался дать их решение с материалистической позиции. Особенно большое значение для науки и философии имела гипотеза Канта о возникновении Солнечной системы из гигантской газовой туманности. С 70-х годов начинается критический период деятельности Канта (работы «Критика чистого разума», «Критика способности суждения», «Критика практического разума»). Он переходит на позиции философского дуализма и на основе критического анализа познавательных способностей человека разрабатывает новый круг проблем. Единство системы взглядов Канта в этот период определяется той связью, которую он придает постановке и решению следующих вопросов: Что я могу знать? Что я могу делать? На что я могу надеяться? Что такое человек? Ответ на последний вопрос – главный и его решение приведет к решению всех других вопросов.

Теория познания. Кант осуществляет «коперниканский переворот» в философии, в «Критике чистого разума», что не наши представления сообразуются с познаваемым миром, а мир сообразуется с нашими представлениями. Это означает, что человек всегда смотрит на мир сквозь призму своих субъективных состояний и законов мышления. Главная задача философии - разработка вопроса о границах познавательных возможностей человека. Анализируя процесс познания, Кант исходил из того, что существует независимый от сознания людей внешний мир, мир «вещей в себе», который является источником наших ощущений. Так же существует мир явлений (природа) - это мир, который мы видим, воспринимаем, в котором мы живём и действуем. Природа не обладает независимым от человеческого сознания существованием, а возникает в результате воздействия «вещи в себе» на органы чувств и представляет собой совокупность человеческих представлений. Мир явлений, создаваемых человеком совершенно не похож на мир «вещей в себе». Человек имеет дело лишь с миром явлений, значит, мир «вещей в себе» абсолютно не познаваем. Все, что человек знает, относится лишь к миру явлений (его собственным представлениям).

И. Кант разработал сложную гносеологическую конструкцию, включив в процесс познания три этапа: чувственное познание ( характеризуется способностью человека упорядочивать хаос ощущений при помощи их субъективных форм – пространства и времени, образуя предмет чувственности, мир явлений); область рассудка (рассудок выполняет функцию подведения многообразия чувственного материала под единство понятия); разум (способен руководить деятельностью рассудка, ставя перед ним определенные цели. В отличие от рассудка порождает «трансцендентальные» идеи, выходящие за пределы опыта, которые выражают стремление разума к постижению «вещей в себе», разум здесь бессилен: как только он пытается выйти за границы опыта, вещи «бегут от него».