Коммуникации. Коммуникация как специфическая форма экономического поведения
Тема 3. Вербальные средства в деловой коммуникации
Человеческая речь как источник информации. Функции речи в общении.
Коммуникация-форма общения в целях обмена идеями, мыслями, сведениями. Выявление участников коммуникации – говорящего и слушающего.
Три основных функции языковых единиц: 1) экспрессивная, характеризующая говорящего; 2) апеллятивная, выявляющая направленность воздействия на слушающих со стороны говорящего; 3) сигнификативная, относящаяся к предмету речи.
Психологическая, социальная, этническая характеристика акта коммуникации. Понятия языкового употребления, языковой личности. Типология языковой личности.
Тема 4. Сознательное и бессознательное в речевой коммуникации
Характеристика говорящего. Понятие роли, степень осознания роли говорящим, смена социальных ролей намеренная и случайная, скрытие социальной роли и его причины. Языковые средства проявления социальных ролей.
Проявление интереса, мотива, установки со стороны говорящего в акте коммуникации. Основные механизмы, управляющие поведением говорящего в сфере сознательного и бессознательного (стремление забыть неприятное, приписывание чуждого свойства объекту в целях вымещения, сублимация и др.); выражение языковыми средствами особенностей поведения говорящего; понятие нормы и табулирование отклонений от этой нормы со стороны слушающего.
Прагматические аспекты поведения говорящего в акте коммуникации. Предмет прагматики - отношение знаков к их интерпретаторам. Понимание речевой деятельности как «языковой игры» по определенным правилам. Соотношение прагматики и стилистики.
Речевой этикет в отношении говорящего как система цензоров со стороны культурной среды. Максимы такта ("Соблюдай интересы другого!"), великодушия ("Не затрудняй других!"), одобрения ("Не хули других!"), скромности ("Отстраняй от себя похвалы!"), согласия ("Избегай возражений!"), симпатий ("Высказывай доброжелательность!").
Тема 5. Приемы эффективного слушания в деловой коммуникации
Характеристики слушающего. Сферы общения, влияние жанра и типа аудитории на характере поведения говорящего. Различие адресата в диалоге, в средствах массовой информации, деловой письменности. Типология адресата. Приемы риторики в воздействии на аудиторию. Особенности художественной литературы, публицистики в общении с адресатом.
Стиль и норма. Теория стилей в истории русской культуры. Стиль речи и стиль языка. Противопоставление стилистически маркированного и стилистически нейтрального в языке. Система запретов при употреблении стилистически маркированных элементов. Историческая изменчивость в сфере стилистики. Отношение к проявлениям высокого и сниженного в речевом поведении говорящего со стороны слушающего.
Когнитивные аспекты изучения речевого акта. Роль ситуативного и социально-культурного контекста в порождении высказывания и его понимании. Система ценностей, формируемая культурным контекстом, и средства их эксплицитного выражения.
Тема 6. Невербальные средства в деловой коммуникации
Средства невербальной коммуникации. Кинесика и проксемика. Язык жестов в деловом общении. Функции невербальных сообщений. Внешние проявления эмоциональных состояний. Основные каналы невербальной коммуникации. Мимика и взгляд, позы, жестикуляция, зоны и дистанции в деловых коммуникациях. Организация пространственной среды в деловом общении.