Краткие выводы

Итак, по результатам анализа теоретических основы исследования, было рассмотрено понятие и историческая основа межнационального конфликта.

В последние десятилетия ХХ века в общественно-политическом дискурсе получили название эры «этнического ренессанса». С распадом СССР, Югославии, с ростом этнической напряженности на Ближнем Востоке, в Европе и Канаде проблематика межнациональных конфликтов все чаще привлекает внимание политологов, социологов, этнологов, антропологов, теоретиков международных отношений. Но даже беглый взгляд на конфликтные ситуации с участием этнических групп позволяет понять, что понятие «межнациональный конфликт» толкуется достаточно произвольно. Большей частью внимание фокусируется на тех аспектах этнического конфликта, которые являются близкими к проблематике определенной дисциплины.

Межнациональный конфликт - это осложнение отношений между нациями и народами вплоть до прямых военных действий. Как правило, межнациональные конфликты могут происходить на двух уровнях межнациональных отношений. Так один из них связан с межличностными и семейно-бытовыми отношениями, в то время как другой реализуется через взаимодействие федеральных конституционно-правовых органов и субъектов Федерации, политических партий и движений.

Межнациональный конфликт как теоретическая проблема и эмпирическое явление еще далеко не изученный феномен. Несмотря на значительное количество научной литературы больше всего проблем существует именно в области теоретического изучения конфликта. И по сей день среди исследователей нет единства ни по определению понятия. В предложенном в данном исследовании подходе подчеркивается рассмотрение этнического конфликта в узком смысле как явления внутрисистемного. С одной стороны, это позволяет отделить его от международных конфликтов, где инициаторами часто становятся доминирующие этнические группы, но участниками - суверенные государства. С другой стороны, это дает возможность отграничить межнациональный конфликт от других форм антагонистических этнических отношений, в первую очередь таких, как соперничество и неприязнь. Сущностью межнационального конфликта является борьба за важные коллективные материальные и нематериальные ценности. Борьба может приобретать вид, как прямой физической конфронтации, так и косвенных агрессивных действий.

С целью предотвращения и урегулирования этнических конфликтов дальнейшие научные поиски стоит сосредоточивать вокруг психологии конфликтов и ее использования в изучении явления межнационального конфликта.

Проблемами конфликтов интересуются не только профессиональные психологи и социологи, но и политики, педагоги, руководители, социальные работники, журналисты - все, кто в своей практической деятельности связан с проблемами взаимодействия людей.

На современном этапе развития общественных наук в целом и психологии в частности в нашей стране существует противоречие. С одной стороны, осознаваемая необходимость научного осмысления и практической работы с конфликтами. С другой стороны - мы оказались не готовы к такой работе. И это противоречие касается прежде психологов. Ведь проблема конфликтов является фундаментальной для психологической науки.

Не менее важную роль играют конфликты и в социальной жизни человека: и в интерперсональных отношениях, и в межгрупповом взаимодействии. Таким образом, можно утверждать, что проблема конфликта проходит через разные области психологического знания. Это правомерно и для межнациональных конфликтов.

Решение национального вопроса и проблем, которые возникают в связи с определенными несправедливостями, возникающими в межнациональном общении, свидетельствуют, что межнациональные напряженные и спорные вопросы будут существовать всегда, а их урегулирование заключаться в поиске путей гармонизации межнациональных отношений, в предотвращении перерастания этих противоречий в межнациональные конфликты.

Проблема толерантности, как охватывающей социальные процессы и психологию, касается всей сферы общественной жизни: социальной, религиозно-конфессиональной, политической, личностной, межэтнической. Вопрос межэтнической толерантности актуализируется в мире с ростом количества межэтнических конфликтов, угрозы мирному сосуществованию и установлению конструктивных взаимодействий между различными этнокультурными группами на международном уровне и внутри национальных сообществ.

Уровень межэтнической толерантности оценивается в двух измерениях:

- Психологическом - как готовность к сближению или неприятию людей другой национальности;

- Политическом - как действие или реализация через законы и традиции отношения к различным этническим группам, которые становятся общественной нормой.

Оба измерения является сущностной составляющей феномена толерантности, высокий уровень которой составляет ценность и социальную норму гражданского общества, обеспечивает общественно-политическую стабильность и гармонию межэтнических отношений.

Итак, понятна потребность тактических решений и действий, которые способствовали бы развитию и укреплению межэтнической толерантности, а также выработка стратегических подходов к межнациональным и межрелигиозным отношениям следующего десятилетия. А в воспитании подрастающего поколения следует ориентироваться на формирование такой культуры межэтнических отношений, при которой наличие в непосредственной близости представителей другой культуры восприниматься как несомненное благо, как бесценный дар, который делает жизни каждого богаче, разнообразнее и интереснее. И несомненно в формировании межнациональной толерантности особое место принадлежит именно журналистике и средствам массовой информации, как одной из главных их функций.

Но журналистика не всегда действует во благо общества. Когда целью СМИ становится не примирение сторон, а дальнейшее разжигание межнационального конфликта, мы можем говорить об информационной войне.

На сегодняшний день информационная война – это термин, имеющий несколько значений:

1) воздействие на граждан другого государства путём распространения определённой информации с целью достижения политических и военных целей;

2) целенаправленные действия, направленные на достижение информационного превосходства, путём нанесения ущерба информации, информационным процессам и информационным системам противника при одновременной защите собственной информации, информационных процессов и информационных систем.

Принципиальное отличие информационного оружия от обычного в том, что воздействует оно на разум, дух, а не на тело человека.

Какова бы ни была стратегическая цель конкретного участника информационной войны, тактическая цель преследуется всегда одна и та же – затруднить доступ людей к достоверной информации. Для этого может быть использован целый ряд разнообразных методов:

1) скрытие существенной информации;

2) информационный мусор;

3) смещение понятий;

4) отвлечение внимания;

5) применение ничего не значащих понятий;

6) негативная информация продаётся лучше;

7) ссылка на несуществующие основания;

8) ложное основание;

9) информационные табу;

10) прямая ложь.

Навязывание чужых целей – это то, что делает информационную войну войной и отличает её от обычной рекламы и антирекламы. Средствами ведения и.в. и использования вышеперечисленных методов являются любые средства передачи информации – от СМИ до почты и сплетен.

К сожалению, заметного уменьшения попыток влияния на общественное мнение не происходит. В первую очередь это связано с отсутствием закреплённых моральных норм и традиций в политике и бизнесе. Те же самые методы влияния на общественное мнение могут быть использованы и в освещении межнациональных конфликтов в новостных выпусках на телевидении.