Анализ финансовых показателей дистанции пути РУП «Гомельское отделение Белорусской железной дороги»
Систему финансовых показателей Гомельской дистанции пути составляют следующие финансовые результаты деятельности предприятия:
- доходы, расходы и прибыль, млн. руб.;
- себестоимость по 1 тыс. пасс-км, млн. руб.;
Анализ финансовых результатов позволит выявить, насколько эффективно функционирует экономический сектор предприятия, в частности система ценообразования, маркетинга, планово-экономическая и другие.
Доходы. Одним из основных финансовых показателей являются доходы. В работе РУП «Гомельский вагонный участок» используют несколько видов доходов, связанных со специфичностью деятельности предприятия. Это доходы от эксплуатационной деятельности и от иных видов деятельности.
Таблица 2.3 – Динамика доходов Гомельской дистанции пути
Наименование показателя | Годы | |||||
Доходы, млн. руб. | ||||||
Темп роста, % | цепной | 119,46 | 93,33 | 134,96 | 221,62 | |
базисный | 119,46 | 111,49 | 150,47 | 333,48 |
Для анализа доходов предприятия следует привести все данные в сопоставимые цены. Для того чтобы доходы от перевозок и иных видов деятельности привести к сопоставимому виду, необходимо рассчитать индекс доходной ставки и объёма работ по цепной схеме, коэффициент перевода.
Объем работ Гомельской дистанции пути в динамике представлен в таблице 2.4.
Таблица 2.4– Объемные показатели дистанции пути Гомель в динамике за 5 лет
Показатели | Годы | ||||
Объем работ, млн т.км | 3276,6 | 3517,7 | 3367,4 | 4782,7 | 3849,6 |
темп роста, % | |||||
- по цепной схеме | 100,0 | 107,36 | 95,73 | 142,03 | 80,5 |
- по базисной схеме | 100,0 | 107,36 | 102,77 | 145,96 | 117,49 |
Приведение стоимостных показателей к сопоставимому виду осуществляется путём расчёта индексов. Для того, чтобы максимально учесть специфику работы конкретного предприятия и соответствующею ей структуру расходов, необходимо рассчитать индексы объёма работ по тем измерителям, которые используются в данном структурном подразделении, индексы себестоимости работ (услуг), и индексы соответствующих им расходов в текущих ценах.
Расчёт осуществляется на основе аналитической формулы:
Расходы = объём работы себестоимость единицы работы (16)
Соответственно мы получим следующую взаимосвязь между индексами:
Iэ = IV Iс, (17)
где Iэ – индекс эксплуатационных расходов;
IV – индекс количества отправленных пассажиров;
Iс – индекс себестоимости.
Индекс себестоимости рассчитывается делением индекса эксплуатационных расходов на индекс объёма работы.
Iс =Iэ / IV, (18)
Для того, чтобы текущие эксплуатационные расходы привести к сопоставимому виду, необходимо рассчитать индекс себестоимости и объёма работ по цепной схеме, коэффициент перевода текущих расходов в сопоставимые цены.
Коэффициент перевода текущих расходов в сопоставимые цены рассчитывается как произведение цепных индексов себестоимости.
В качестве года, к которому мы приводим наши расходы, может быть выбран либо начальный год периода (например, 2008), либо конечный (например, 2012). В строительных организациях в качестве года, к которому приводятся затраты, целесообразно использовать год начала реализации проекта (строительства объекта). В структурных подразделениях железной дороги целесообразно использовать текущий год (2012).
Индекс себестоимости и коэффициент перевода в году, к которому приводятся затраты, принимается за 1. Для того чтобы привести эксплуатационные расходы к сопоставимому виду, необходимо расходы текущего периода умножить на коэффициент перевода.
Для расчета индекса себестоимости воспользуемся формулой:
(19)
где Iс(n-1) – индекс себестоимости;
Эn, Эn-1– эксплуатационные расходы в n-ом и (n-1) годах соответственно;
Tn – цепной индекс роста отправленных пассажиров в n-ом году.
Коэффициент перевода в 2012 году принимаем за 1.
Индекс себестоимости в 2012 году рассчитывается делением индекса эксплуатационных расходов 2011 года на индекс объёма работы в 2011 году.
Iс2011 = (63734 : 47223) / (4782,7 : 3367,4) = 1,0
Его величина записывается в соответствующую колонку табл. 2.5.
Умножив индекс себестоимости 2012 года на индекс себестоимости 2011 года, получим коэффициент перевода К2011=2,551. Выполним аналогичные расчёты для остальных лет.
Iс 2008 = ( 50598 : 42356) / ( 3517,7 : 3276,6) = 1,113, К2008 =2,838;
Iс 2009 = (47223 : 50598) / (3367,4 : 3517,7) =0,975, К2009 = 2,551;
Iс 2010 = (63734 : 47223) / (4782,7 : 3367,4) = 0,950, К2010 =2,616
Для приведения эксплуатационных расходов дистанции к сопоставимому виду эксплуатационные расходы в действующих ценах умножим на коэффициент перевода соответствующего года и получим расходы по эксплуатации в сопоставимых ценах. Индексы себестоимости и коэффициенты перевода приведены в таблице 2.5
Таблица 2.5– Расчет коэффициентов для перевода эксплуатационных расходов показателей в сопоставимый вид
Показатели | |||||
Индекс себестоимости | 1,113 | 0,975 | 0,950 | 2,753 | 1,000 |
Коэффициент перевода | 2,838 | 2,551 | 2,616 | 2,753 | 1,000 |
Результаты расчёта по приведению доходов Гомельской дистанции пути к сопоставимому виду приведены в таблице 2.6
Таблица 2.6– Доходы Гомельской дистанции пути в сопоставимых ценах
Показатель | Годы | |||||
Доходы, млн. руб. | В действующих ценах | |||||
В сопоставимых ценах | ||||||
Абсолютный прирост, млн. руб. | По цепной схеме | - | -5515 | -34237 | ||
По базисной схеме | - | |||||
Темп роста, % | По цепной схеме (сопоставимые цены) | 107,4 | 95,7 | 142,0 | 80,5 | |
По цепной схеме (действующие цены) | 107,4 | 102,8 | 146,0 | 80,5 |
Динамика доходов Гомельской дистанции пути за 2008 – 2012 год приведена на рисунке 2.5.
Рисунок 2.5 – Динамика доходов за 2008 – 2012 год
Доходы Гомельской дистанции пути в сопоставимых ценах по сравнению с базисным годом, исходя из таблицы 2.3 и рисунка 2.3, возросли на 21025 млн руб или на 17,4% и составили 141250 млн руб. В действующих ценах доходы в 2012 году увеличились на 98894 млн руб. или в 3,3 раза. А по сравнению с предыдущим годом на 77516 млн. руб. или 121,62%.
Доходы от перевозок и от ИВД так же необходимо перевести в сопоставимый вид. Доходы от перевозок в сопоставимых ценах представлены в таблице 2.7
Таблица 2.7– Доходы от перевозок за 5 лет
Показатель | Годы | |||||
Доходы от перевозок, млн. руб. | В действующих ценах | |||||
В сопоставимых ценах | ||||||
Абсолютный прирост, млн. руб. | По цепной схеме | - | -5371 | -33344 | ||
По базисной схеме | - | |||||
Темп роста, % | По цепной схеме (сопоставимые цены) | 107,36 | 95,73 | 142,03 | 80,49 | |
По цепной схеме (действующие цены) | 107,36 | 102,77 | 145,97 | 80,49 |
return false">ссылка скрыта
В 2012 году доход от перевозок в сопоставимых ценах по сравнению с базисным 2008 годом увеличился на 20476 млн руб или на 17,5% и составил 137565тмлн руб. По сравнению с 2011 годом данный показатель снизился на 33344 млн. руб. или на 19,51%.
Динамика доходов от перевозок за 5 лет представлена на рисунке 2.6.
Рисунок 2.6 – Динамика доходов от перевозок за 2008 – 2012 года.
В доходы по иным видам деятельности в 2011 году были включено обследование путей. Динамика доходов от иных видов деятельности представлена в таблице 2.8.
Таблица 2.8– Структура доходов по иным видам деятельности
Показатели доходов по ИВД, млн руб | Годы | ||||
Обслуживание п.путей по договорам | |||||
Аренда | |||||
Автоуслуги | |||||
Готовые изделия | – | ||||
Ремонт путей по договорам | – | ||||
Услуги ж.д.транспорта | – | ||||
Обследование путей | – | – | – | ||
Всего |
Основную часть ИВД составляют доходы, полученные от обслуживания подъездных путей по договорам, которые в 2012 году составляют 2764 млн. руб , аренда 329млн руб и ремонт путей по договорам 364 млн руб. Исходя из этого, следует в дальнейшем расширять ассортимент предлагаемых услуг в этой статье доходов. Самую небольшую долю доходов имеют готовые изделия и обследование путей. Доходы от иных видов деятельности в сопоставимых ценах представлены в таблице 2.7
Таблица 2.9 – Доходы от ИВД за 5 лет
Показатель | Годы | |||||
Доходы от ИВД, млн. руб. | В действующих ценах | |||||
В сопоставимых ценах | ||||||
Абсолютный прирост, млн. руб | По цепной схеме | - | -144 | -893 | ||
По базисной схеме | - | |||||
Темп роста, % | По цепной схеме (сопоставимые цены) | 107,36 | 95,73 | 142,03 | 80,49 | |
По цепной схеме (действующие цены) | 107,36 | 102,77 | 145,97 | 117,49 |
Как видно из таблицы 2.7 доходы от иных видов деятельности увеличиваются с каждым годом. В 2012 году по сравнению с базисным 2008 годом доходы от ИВД в сопоставимых ценах увеличились на 448 млн. руб или на 17,46% и составили 3685 млн. руб., а по сравнению с предыдущим годом снизились на 893 млн. руб. или 19,5%.
Динамика доходов от иных видов деятельности за 5 лет представлена на рисунке 2.7
Рисунок 2.7 – Динамика доходов от ИВД
Результаты расчёта по приведению эксплуатационных расходов к сопоставимому виду и анализ эксплуатационных расходов дистанции за пять лет приведен в таблице 2.10.
Таблица 2.10–Эксплуатационные расходы организации за 5 лет
Показатель | Годы | |||||
Расходы по эксплуатации, млн. руб. | в действующих ценах | |||||
в сопоставимых ценах | ||||||
Абсолютный прирост, млн. руб. | по цепной схеме | - | -4979 | |||
по базисной схеме | - |
На основании данных таблицы построим график темпа роста расходов по эксплуатации в действующих и сопоставимых ценах (см. рисунок 2.8)
Рисунок 2.8 -Диаграмма расходов в сопоставимых и действующих ценах
Расходы Гомельской дистанции пути в сопоставимых ценах, исходя из таблицы 2.8 и рисунка 2.6, возросли на 111378 млн. руб. или на 102,61% и составили 219923 млн. руб. По сравнению с предыдущим годом расходы возросли на 61485 млн. руб. или на 38,81%.
Динамика расходов в сопоставимом виде соответствует динамике объёма работы, значит, мы выполнили расчёты правильно. Если этого не сделать, мы увидим, что темпы роста расходов в действующих ценах во многом опережают темпы роста объёма работы, что характеризует не эффективную работу предприятия.
После перевода эксплуатационных расходов в сопоставимые цены видно, что самые низкие затраты были в 2008 году. Основной причиной роста расходов послужил экономический кризис и как его следствие, рост цен на материалы и топливо
Таблица 2.11 – Расходы от перевозок за 5 лет
Показатель | Годы | |||||
Расходы от перевозок, млн. руб. | В действующих ценах | |||||
В сопоставимых ценах | ||||||
Абсолютный прирост, млн. руб. | По цепной схеме | - | -4886 | -30333 | ||
По базисной схеме | - | |||||
Темп роста, % | По цепной схеме (сопоставимые цены) | 107,36 | 95,73 | 142,03 | 80,49 | |
По цепной схеме (действующие цены) | 107,36 | 102,77 | 145,97 | 117,49 |
В 2012 году расходы от перевозок в сопоставимых ценах по сравнению с базисным 2008 годом увеличился на 18627 млн руб или на 17,49% и составил 125143 млн. руб. По сравнению с 2011 годом данный показатель снизился на 30333 млн руб или на 19,51%.
Динамика расходов от перевозок за 5 лет представлена на рисунке 2.9
Рисунок 2.9– Динамика расходов от перевозок за 2008 – 2012 года.
Расходы от иных видов деятельности в сопоставимых ценах представлены в таблице 2.12.
Таблица 2.12– Расходы от ИВД за 5 лет
Показатель | Годы | |||||
Расходы от ИВД, млн. руб. | В действующих ценах | |||||
В сопоставимых ценах | ||||||
Абсолютный прирост, млн. руб. | По цепной схеме | - | -93 | -578 | ||
По базисной схеме | - | |||||
Темп роста, % | По цепной схеме (сопоставимые цены) | 107,36 | 95,73 | 142,03 | 80,49 | |
По цепной схеме (действующие цены) | 107,36 | 102,77 | 145,97 | 117,49 |
Как видно из таблицы 2.12 расходы от иных видов деятельности увеличиваются с каждым годом. В 2012 году по сравнению с базисным 2008 годом расходы от иных видов деятельности в сопоставимых ценах увеличились на 355 млн руб или на 17,5% и составили 2384 млн руб, а по сравнению с предыдущим годом снизились на 578 млн руб или 19?5%.
Динамика доходов от иных видов деятельности за 5 лет представлена на рисунке 2.10.
Рисунок 2.10 – Динамика расходов от ИВД
Себестоимость.Себестоимость Гомельской дистанции пути в сопоставимых ценах за 2008 – 2012 годы представлены в таблице 2.13.
Таблица 2.13 – Себестоимость за 5 лет
Показатель | Годы | |||||
Себестоимость 1 тыс. пасс-км, млн. руб. | В действующих ценах | |||||
В сопоставимых ценах | ||||||
Абсолютный прирост, млн. руб | По цепной схеме | - | -4883 | -30316 | ||
По базисной схеме | - | |||||
Темп роста, % | По цепной схеме (сопоставимые цены) | 107,4% | 95,7% | 142,0% | 80,5% | |
По цепной схеме (действующие цены) | 107,4% | 102,8% | 146,0% | 117,5% |
Динамика себестоимости Гомельской дистанции пути за 5 лет приведена на рисунке 2.11.
Рисунок 2.11- Диаграмма себестоимости в сопоставимых и действующих ценах
Прибыль.Для расчета прибыли в сопоставимых ценах воспользуемся формулой:
Пn= Дn- Рn , (20)
где Пn – прибыль за n-ый год;
Дn – доход вагонного участка в n-ый год в сопоставимых ценах;
Рn – расходы за n-ый год в сопоставимых ценах.
Расчёт прибыли в сопоставимых ценах и показателей динамики приведён в таблице 2.14.
Таблица 2.14 – Анализ прибыли Гомельской дистанции пути
Показатель | Годы | |||||
Прибыль в сопоставимых ценах | -78673 | |||||
Абсолютный прирост, млн.руб. | По цепной схеме | - | 859,5 | -535,8 | 5045,2 | -95722,3 |
По базисной схеме | - | 859,5 | 323,7 | 5368,9 | -90353,4 | |
Темпы роста, % | По цепной схеме | 100,0 | 107,36 | 95,73 | 142,03 | -461,44 |
По базисной схеме | 100,0 | 107,36 | 102,7 | 145,97 | -673,55 |
Анализируя таблицу 2.13, можно сказать, что в 2012 году прибыль в сопоставимых ценах составила -78673 млн. руб., что на -95722млн руб или на 461,45% меньше, чем в 2011 году. Наибольший прирост прибыли был в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 5045 млн руб или 42,03%. Увеличение прибыли обусловлено увеличением показателя объема работ. В 2012 году по сравнению с 2008 годом прибыль снизилась на 90353 млн руб или на 573,57%.
Динамика прибыли от перевозок представлена в таблице 2.15.
Таблица2.15 – Динамика прибыли от перевозок
Показатель | Год | |||||
Прибыль от перевозок в сопоставимых ценах, млн руб | ||||||
Абсолютный прирост, млн руб | По цепной схеме | - | -485 | -3011 | ||
По базисной схеме | - |
Окончание 2.15
Темпы роста, % | По цепной схеме | 100,0 | 107,36 | 95,73 | 142,03 | 80,49 |
По базисной схеме | 100,0 | 107,36 | 102,77 | 145,97 | 117,49 |
Таким образом, наблюдается увеличение прибыли от перевозок Гомельской дистанции пути за 5 лет на 1849 млн. руб. или 17,5%, значение которой в сопоставимых ценах в 2012 году составило 12422 млн. руб. По сравнению с 2011 годом снизилось на 3017 млн руб или 19,51%.
Динамика прибыли от ИВД представлена в таблице 2.16.
Таблица 2.16 – Динамика прибыли от ИВД
Показатель | Годы | |||||
Прибыль от ИВД в сопоставимых ценах, млн. руб. | ||||||
Абсолютный прирост, млн руб | По цепной схеме | -51 | -315 | |||
По базисной схеме | ||||||
Темпы роста, % | По цепной схеме | 107,36 | 95,73 | 142,03 | 80,49 | 107,36 |
По базисной схеме | 107,36 | 102,77 | 145,97 | 117,49 | 107,36 |
В 2012 году прибыль от ИВД по сравнению с 2008 годом увеличилась на 194 млн руб или 17,52% и составила 1301 млн. руб. По сравнению с предыдущим годом снижение произошло на 315 млн. руб. или 19,5%. Это обусловлено увеличением прибыли от обслуживания п.путей по договорам, а также ремонт путей по договорам. Также источником получения прибыли стало внедренное в 2012 году услуга – обследование путей.