Вторая глава. Действительность

 

Абсолютное» есть единство внутреннего и внешнего как первое, в-себе-сущее единство. Развертывание представлялось внешней рефлексией, которая со своей стороны имеет непосредственное как некоторое преднайденное, не вместе с тем есть ого движение и соотношение с абсолютным и как таковое приводит это преднайденное обратно в абсолютное и определяет его как голый вид и способ. Но этот вид и способ есть определение самого абсолютного, а именно·, его первое тождество или его лишь в-себе-сущее единство. И притом этой рефлексией не только полагается те первое в-себе-бытие, как лишенное сущзости определение, но так как она есть отрицательное соотношение с собой, то лишь через нее возникает сказанный «модус. Эта рефлексия, как снимающая самое себя в своих определениях, и вообще, как возвращающееся в себя движение, есть впервые истинно абсолютное тождество и вместе с тем она есть процесс определения абсолютного или его «модальность. Модус сеть поэтому внешность абсолютного, но также лишь как его рефлексия в себя; или, иначе говоря, он ость собственное проявление абсолютного, так что эта проявление во вне есть его рефлексия-в-себя и тем самым его в себе-и-для-себя-бытие.

Таким образом, как проявление того обстоятельства, что абсолютное не представляет собою ничего другого и не имеет никакого другого содержания, кроме того, что оно есть проявление себя, абсолютное есть абсолютная форма.

*52 Действительность следует понимать как эту рефлектированную абсолютность. Бытие еще не действительно: оно есть первая непосредственность; его рефлексия есть поэтому становление и переход в другое; или, иначе говоря, его непосредственность не есть в-себе-и-для-себя-бытие.

Действительность стоит выше также и существования. Последнее есть, правда, такая непосредственность, которая произошла из основания и условий или, иначе говоря, из, сущности и ее рефлексии. Оно поэтому в себе есть то же самое, что и действительность, есть реальная рефлексия, но еще не есть положенное единство рефлексии и непосредственности.

Существование переходит поэтому в явление, развивая ту рефлексию, которую оно содержит в себе. Оно есть пошедшее ко дну основание; его определение есть восстановление последнего; таким образом, оно становится существенным отношением, и его последняя рефлексия состоит в том, что его непосредственность положена как рефлексия в себя, и обратно; это единство, в котором существование или непосредственность, и в-себе-бытие, основание или рефлекти- рованное суть всецело моменты, и есть действительность.

Действительное есть поэтому проявление; оно не вовлекается своей внешностью в сферу изменения, оно не есть также и свечение своей видимостью в некотором другом, а оно проявляет себя; это означает, что оно есть в своей внешности оно же само, и что лишь в ней, а именно, лишь как отличающее себя от себя и определяющее себя движение, оно есть оно же само.

В действительности, как в этой абсолютной форме, моменты суть лишь снятые или формальные, еще не реализованные; их разность принадлежит, таким образом, прежде всего к внешней рефлексии и не определена как содержание.

Действительность, как представляющая собою непосредственное формальное единство внутреннего и внешнего, тем самым обладает определением непосредственности, противостоящим определению рефлексии в себя; или, иначе сказать, она есть некоторая действительность, противостоящая некоторой возможности. Соотношение их обоих

{663}

друг с другом есть третье определение — действительное, определенное также и как рефлектированное в себя бытие, и последнее, определенное вместе с тем, и как непосредственно существующее. Это третье есть необходимость.

Но ближайшим образом, поскольку действительное и возможное суть формальные различия, их соотношение также только формально и состоит лишь в том, что как одно, так и другое есть положенность, или, иначе сказать, состоит в случайности.

А тем самым, что в случайности действительное, равно как и возможное, есть положенность, они получили в них определение; благодаря этому возникает, во-вторых, реальная действительность, а тем самым возникают также реальная возможность и относительная необходимость.

Рефлексия в себя относительной необходимости дает, в-третьих, абсолютную необходимость, которая есть абсолютная возможность и действительность.

А. Случайность или формальная действительность, формальная возможность и формальная необходимость 1. Действительность формальна, поскольку она, как первая действительность, есть лишь непосредственная, нерефлектированная действительность, и тем самым ей присуще лишь это определение формы, но не тотальность формы.

Таким образом, она не есть ничего более, как некоторое бытие или существование вообще. Но так как она по существу есть не голое, непосредственное существование, а формальное единство в-себе-бытия или внутренности и внешности, то она содержит в себе непосредственно в-себе-бытие или возможность. Что действительно, то возможно.

2. Эта возможность есть рефлектированная в себя действительность. Но сама эта первая рефлектированность есть равным образом нечто формальное и тем самым вообще лишь определение тождества с собою» или в-себе-бытия вообще.

Но так как определение есть здесь тотальность формы, то это в-себе-бытие (определенное, как снятое или как

{664}

находящееся по существу лишь в соотношении с действительностью, как отрицательное последней) положено как отрицательное. Возможность содержит в себе поэтому два момента; во-первых, тот положительный момент, что она ость рефлектированность в себя самое; но так как эта рефлектированность низведена в абсолютной форме до значения момента, то рефлектированность в себя уже не признается сущностью, а имеет, во-вторых, отрицательное значение, по которому возможность есть нечто недостаточное, указует на некоторое другое, на действительность, и восполняет себя в ней.

По первой, только положительной стороне возможность есть, следовательно, голое формальное определение тождества с собой или форма существенности. Таким образом, она есть лишенное отношения, неопределенное вместилище всего вообще. — В смысле этой формальной возможности возможно все, что не противоречит себе; царство возможности представляет собой поэтому безграничное многообразие. Но каждое многообразное определено внутри себя и в противоположность другому и содержит в себе отрицание; безразличная разность переходит вообще в противоположение; противоположение же есть противоречие. Поэтому все есть также и нечто противоречивое и потому невозможное.

Поэтому это чисто формальное высказывание о чем- либо, что оно возможно, столь же плоско и пусто, как и предложение о противоречии, и каждое вобранное в это высказывание содержание — А возможно — означает не более того, что А есть А. Поскольку не пытаются развить содержание, оно имеет форму простоты; лишь через его разложение на его определения в нем появляется различие. Пока держатся за простую форму, содержание остается чем-то тождественным с собой и потому некоторой возможностью.

Но этим так же ничего не сказано, как и формальным тождественные: предложением.

Однако возможное содержит в себе нечто большее, чем чисто тождественное предложение. Возможное есть рефлектированная рефлектированность в себя или тождество всецело как момент тотальности; тем самым оно определено

{664}

также и как то, что не есть в себе; оно имеет поэтому второе определение, согласно которому оно есть лишь возможное и долженствование тотальности формы.

Возможность без этого долженствования есть существенность как.

таковая; но в абсолютной форме содержится, что сама сущность есть лишь момент и без бытия не имеет своей истины. Возможность есть эта голая существенность, сложенная так, что она есть лишь (момент и не соответствует абсолютной форме. Она есть в-себе-бытие, определенное как лишь некоторое положенное или равным образом как то, что не есть в себе. — Поэтому) возможность есть в себе самой также и противоречие, или, иначе говоря, она есть невозможность.

Это выражается ближайшим образом так: возможность, как положенное снятым определение формы, обладает некоторым содержанием вообще. Это содержание, как возможное, есть некоторое в-себе-бытие, которое вместе с тем есть, нечто снятое или некоторое инобытие. Но так как оно есть только нечто возможное, то равным образом возможно также и другое содержание, в том числе и противоположное первому. А есть А\ точно так же и — А есть — А.

Каждое из этих двух предложений выражает возможность своего определения содержания. Но как такие тождественные предложения они безразличны друг к другу; вместе с одним.

из них не положено, что имеет место и другое. Возможность есть сравнивающее соотношение их обоих; в том своем определении, согласно которому она есть некоторая рефлексия тотальности, она содержит то обстоятельство, что возможно также и противоположное. Поэтому она есть соотносящее основание того, что так как А = А, то и — А = — А; в возможном А содержится также и возможное не-А, и самое- это соотношение определяет и то и другое как возможные.

Но как то соотношение, что в одном возможном содержится также и его другое, возможность есть противоречие, которое снимает себя. Так как она по своему определению есть нечто рефлектированное и, как оказалось, снимающее себя рефлектированное, то она, стало быть, есть также

{666}

и непосредственное, и тем самым становится действительностью.

3. Эта действительность есть не первая, а рефлектированная действительность, положенная как единство себя самой и возможности. Действительное как таковое возможно; — оно находится в непосредственном положительном тождестве с возможностью; ню последняя определила себя как только возможность; тем самым и действительное определено как нечто только возможное. И непосредственно потому, что возможность непосредственно содержитря в действительности, она содержится в последней как снятая, как только возможность. Наоборот, действительность, находящаяся в единстве с возможностью, есть лишь снятая непосредственность; или, иначе сказать, именно потому, что формальная действительность есть лишь непосредственная, первая действительность, она есть лишь момент, лишь снятая действительность или лишь возможность.

Тем самым вместе с тем выражено более детально определение, указывающее, в какой мере возможность есть действительность. А именно, возможность еще не есть всяческая действительность, — о реальной и абсолютной действительности еще не было речи, — возможнозть есть лишь та действительность, которая встретилась нам сначала, а именно, формальная, определившая себя так, что она есть лишь возможность. Речь идет, стало быть, о формальной действительности, которая есть лишь бытие или существование вообще. Все возможное имеет поэтому вообще некоторое бытие или некоторое существование.

Это единство возможности и действительности есть случайность. — Случайное есть некоторое действительное, определенное вместе с тем лишь как возможное, другое или противоположность которого также имеет бытие. Эта действительность есть поэтому голое бытие или существование, но положенное в своей истине, заключающейся в том, что оно имеет значение некоторой положенности или возможности. Наоборот, возможность, как рефлексия в себя или в-себе-бытие} положена как положенность; то, что вoзмoжнo, есть некоторое действительное в этом смысле дей-

{657}

ствительности; оно имеет лишь значение случайной действительности; оно само есть нечто случайное.

Случайное представляет нам поэтому две стороны; во- первых. поскольку оно непосредственно содержит в себе возможность или, что то же самое, поскольку возможность в нем снята, оно не есть ни положенность, ни опосредствованное, а есть непосредственная действительность; оно не имеет основания. — Так как эта непосредственная действительность присуща также и возможному, то и оно определено столь же как действительнее, сколь и как случайное, и равным образом есть нечто лишенное основания.

Но случайное есть, во-вторых, действительное как некоторое лишь возможное или как некоторое положенное; точно так же и возможное, как формальное в-себе-бытие, есть лишь положенность. Тем самым и то и другое не есть в себе и для себя самого, а имеет свою истинную рефлексию-в-себя в некотором другом, или, иначе сказать, оно имеет некоторое основание.

Случайное, следовательно, не имеет основания потому, что оно случайно; и оно точно так же имеет некоторое основание, потому что оно случайно.

Оно есть положенное, неопосредствованное превращение друг в друга внутреннего и внешнего или рефлекти- рованности-в-себя и бытия, — положенное через то, что и воэможность и действительность, каждая в себе самой, обладают этим определением, — через то, что они суть моменты абсолютной формы. — Таким образом, действительность в ее непосредственном единстве с возможностью есть лишь существование и определена как такое лишенное основания, которое есть только нечто положенное или только возможное; или, если возьмем ее, как рефлектированную и определенную в противоположность к возможности, то она отделена от возможности, от рефлектированности-в-себя, и тем самым столь же непосредственно есть также лишь возможное. — Равным образом, возможность, как простое "в-себе- бытие, есть некоторое непосредственное, лишь некоторое сущее вообще; или, если возьмем ее противопоставленною действительности, то она равным образом есть лишенное дей- 42 Гегель, том V, Наука логики

{658}

ствительности в-себе-бытие, лишь некоторое возможное, но именно потому она опять-таки есть лишь некоторое нерефлектированное в себя существование вообще.

Это абсолютное беспокойство становления обоих определений есть случайность. Но именно потому, что каждое из них непосредственно превращается в противоположное, оно в последнем столь же безоговорочно сливается с самим собой, и это тождество каждого из них в другом есть необходимость.

Необходимое есть некоторое действительное; таким образом, оно, как непосредственное, есть лишенное основания; однако в такой же «мере оно имеет свою действительность через некоторое другое или в своем основании, но есть вместе с тем положенность этого основания и его рефлексия в себя; возможность необходимого есть снятая возможность.

Следовательно, случайное необходимо потому, что действительное определено как возможное, и тем самым его непосредственность снята, растолкнута так, что она раскалывается на основание или в-себе-бытие и на обоснованное, а также потому, что эта его возможность, соотношение основания, безоговорочно снята и положена как бытие» Необходимое есть, и это сущее само есть необходимое.

Вместе с тем оно есть в себе; эта рефлексия в себя есть некоторое другое, чем та непосредственность бытия; и необходимость сущего есть некоторое другое. Само сущее не есть, таким образом, необходимое; но это в-себе-бытие само есть лишь положенность; оно снято и само непосредственно. Таким образом, действительность в отличенном от нее определении, т. е. в возможности, оказывается тождественной с самой собой. Как это тождество, она есть необходимость.

В. Относительная необходимость или реальная действительность, реальная возможность и реальная необходимость 1. Та необходимость, которая у нас получилась, формальна, так как ее моменты формальны, а именно, суть простые определения, которые представляют собой тоталь-

{659}

ность, лишь как непосредственное единство или как непосредственное превращение одного в другое, и тем самым не имеют образа самостоятельности. — В этой формальной необходимости единство поэтому ближайшим образом просто и безразлично к своим различиям. Как непосредственное единство определений формы, эта необходимость есть действительность, но такая действительность, которая (так как ее единство теперь определено как безразличное к различию определений формы, а именно, ее самой и возможности) имеет некоторое содержание. Последнее, как безразличное тождество, содержит в себе также и форму как безразличную, т. е. как просто разные определения, и есть многообразное содержание вообще. Эта действительность есть реальная действительность.

Реальная действительность как таковая есть ближайшим образом вещь со многими свойствами, существующий мир; но она не есть то существование, которое разрешается в явление, а, как действительность, она есть вместе с тем в-себе-бытие и рефлексия в себя; она сохраняется в многообразии голого существования; ее внешность есть внутреннее отношение лишь к себе самой. То, что действительно, может действовать; свою действительность нечто возвещает через то, что оно порождает. Его отношение к другому есть проявление себя: это отношение не есть ни переход — таким образом сущее нечто соотносит себя с другим, — ни некоторое явление — таким образом вещь имеет бытие лишь в отношении к другим вещам и хотя и представляет собою некоторое самостоятельное, однако имеет свою рефлексию в себя, свою определенную существенность в некотором другом самостоятельном.

Реальная действительность теперь также имеет возможность непосредственно в ней же самой. Она содержит в себе момент в-себе-бытия; но, как пока что лишь непосредственное единство, она находится в одном из определений формы и тем самым отлична, как сущее, от в-себе-бытия или возможности.

2. Эта возможность, как в-себе-бытие реальной действительности, сама есть реальная возможность, есть бли-

{660}

жайшим образом содержательное в-себе-бытие. — Формальная возможность есть рефлексия в себя лишь как абстрактное тождество, заключающееся в том, что нечто не противоречит себе внутри себя. Но поскольку входят в рассмотрение определений, обстоятельств, условий некоторой мыслимой вещи, чтобы из этого познать ее возможность, то уже больше не задерживаются на формальной возможности, а рассматривают ее (вещи) реальную возможность.

Эта реальная возможность сама есть непосредственное существование, но уже не потому, что возможность как таковая, как формальный момент, есть депосредственно своя собственная противоположность, некоторая нерефлектирован- ная действительность; а именно потому, что она есть реальная возможность, она сразу же имеет это определение в себе самой. Реальная возможность некоторой мыслимой вещи есть поэтому налично сущее многообразие относящихся к ней обстоятельств.

Следовательно, хотя это многообразие наличного бытия и есть как возможность, так и действительность, вое же их тождество есть пока что лишь содержание, безразличное к этим определениям формы; они составляют поэтому форму, определенную в противоположность их тождеству. — Или, иначе говоря, непосредственная реальная действительность именно потому, что она непосредственна, определена в противоположность к ее возможности; как эта определенная и тем самым рефлектированная действительность, она есть реальная возможность. Последняя есть теперь, правда, положенное целое формы, но формы в ее определенности, а именно, действительности как формальной или непосредственной, и равным образом возможности как абстрактного в-себе-бытия. Эта действительность, составляющая возможность некоторой мыслимой вещи, есть поэтому не своя собственная возможность, а в-себе-бытие некоторого другого действительного; сама она есть такая действительность, которая должна быть снята, возможность как лишь возможность. — Таким образом, реальная возможность составляет целокупность условий, некоторую нерефлектированную в себя, рассеянную действительность, которая, однако, опреде-

{661}

лена так, что она есть в-себе-бытие некоторого другого и должна возвратиться в себя.

То, что реально возможно, есть, следовательно, по своему в-себе-бытию некоторое формальное тождественное, которое по своему простому определению содержания не противоречит себе; но также и по своим развитым и различенным обстоятельствам и по всему тому, с чем оно находится в связи, оно, как тождественное с собой, должно не противоречить себе. Но, во-вторых, так как оно многообразно внутри себя и находится с другим в многообразной связи, разность же переходит в себе самой в (противоположение, то оно есть нечто противоречивое. Если речь идет о некоторой возможности и следует обнаружить ее противоречие, то нужно только держаться многообразия, которое она заключает в себе как содержание или как свое обусловленное существование, из чего легко отыскать ее противоречие. — Но это не есть противоречие сравнения, а многообразное существование в самом себе состоит в том, что оно снимает себя и идет ко дну, и, стало быть, существенным образом имеет в себе же самом то определение, что оно есть лишь некоторое возможное. — Когда все условия некоторой мыслимой вещи полностью имеются налицо, тогда она вступает в действительность; полнота условий есть тотальность как тотальность содержания, и сама мыслимая вещь есть это содержание, определенное так, что оно есть столь же некоторое действительное, сколь и возможное. В сфере обусловленного основания условия имеют форму — именно основание или для-себя-сущую рефлексию — вне себя, и эта рефлексия соотносит их так, что они становятся моментами мыслимой вещи, и порождает в них существование.

Здесь же, напротив, непосредственная действительность определена к тому, чтобы быть условием, не некоторою предполагающею рефлексией, а оказывается положенным, что сама она есть возможность.

В снимающей себя реальной возможности снимается теперь нечто двоякое, ибо она сама есть двоякое: и действительность и возможность. (1) Действительность есть формальная действительность, или некоторое существование,

{662}

которое выступало как самостоятельное непосредственное существование и становится через свое снятие рефлектированным бытием, моментом некоторого другого, получая тем самым в-себе-бытие. (2) Указанное существование было также определено как возможность или как в-себе-бытие, но некоторого другого. Следовательно, когда оно себя снимает, то снимается также и это в-себе-бытие и последнее переходит в действительность. — Это движение снимающей самое себя реальной возможности порождает, следовательно, те же самые уже имеющиеся налицо моменты, но так, что каждый вырастает из другого; поэтому оно в этом отрицании и есть не переход, а слияние с самим собой. — Согласно формальной возможности, если какое-нибудь нечто было возможно, то в силу этого было возможно также и не оно само, а его другое. Реальная возможность уже не имеет противостоящим себе такого другого, ибо она реальна, поскольку она сама есть также и действительность.

Следовательно, когда непосредственное существование этой возможности, круг условий, снимает себя, то она превращает себя в то в-себе-бытие, которое сама она уже представляет собою, а именно, как в-себе-бытие некоторого другого. А так как и, обратно, ее момент в-себе-бытия этим вместе с тем также и снимает себя, то она становится действительностью, следовательно, моментом, которым она равным образом уже является сама. — Исчезает, следовательно, то обстоятельство, что действительность была определена как возможность или в-себе-бытие некоторого другого и, наоборот, возможность была определена как такая действительность, которая не есть та действительность, возможность которой она есть.

3. Отрицание реальной возможности есть, стало быть, свое тождество с собой; поскольку оно, таким образом, в своем снимании есть отскок этого снимания внутрь самого себя, постольку оно (это отрицание) есть реальная необходимость.

То, что необходимо, не может быть иначе; но то, что вообще возможно, вполне может быть иным; ибо возможность есть то в-себе-бытие, которое представляет собою только положенность и потому есть по существу инобытие. Формаль-

{663}

ная возможность есть это тождество как переход в безоговорочно другое; реальная же возможность ввиду того, что она содержит в себе другой момент, действительность, уже сама есть необходимость. Поэтому то, что реально возможно, не может уже быть другим, чем оно само; при таких-то условиях и обстоятельствах не может воспоследовать нечто другое. Реальная возможность и необходимость различны поэтому лишь кажущимся образом; необходимость есть то тождество, которое не становится только теперь, а уже пред-положено и лежит в основании. Реальная необходимость есть поэтому содержательное соотношение; ибо содержание есть то в-еебе-сущее тождество, которое безразлично к различиям формы.

Но эта необходимость вместе с тем относительна. — А именно, она имеет некоторую предпосылку, с которой она начинает, она имеет свой исходный пункт в случайном.

Реально действительное как таковое есть именно определенное действительное и имеет ближайшим образом свою определенность, как непосредственное бытие, в том, что оно есть многообразие существующих обстоятельств; но это непосредственное бытие, как определенность, есть также и отрицательное себя, есть в-себе-бытие или возможность; таким образом, оно есть реальная возможность. Как это единство обоих моментов, она есть тотальность формы, но еще внешняя себе тотальность; она есть единство возможности и действительности таким образом, что: 1) многообразное существование есть непосредственным или положительным образом возможность, есть некоторое возможное (тождественное с собой вообще) потому, что оно (существование) есть некоторое действительное; 2) поскольку эта возможность существования положена, она определена как лишь возможность, как непосредственное превращение действительности в свою противоположность, или, иначе сказать, как случайность. Поэтому указанная возможность, которая, будучи условием, заключает в себе непосредственную действительность, есть лишь в-себе-бытие как возможность некоторого другого. В силу того, что, как показало, это инобытие снимает себя и эта положенность сама оказывается поло664 женной, реальная возможность становится, правда, необходимостью; однако последняя тем самым начинает с вышеуказанного еще не рефлектированного в себя единства возможного и действительного: это пред-полагание и возвращающееся в себя движение еще раздельны, или, иначе сказать, необходимость еще не определила себя из самой себя как случайность.

Относительность реальной необходимости проявляется в содержании таким образом, что оно есть пока что лишь безразличное к форме тождество и поэтому отлично от нее и есть некоторое определенное содержание вообще. Реально необходимое есть поэтому какая-либо ограниченная действительность, которая из-за этой ограниченности и есть в другом отношении лишь случайное.? Тем самым реальная необходимость есть на самом деле в себе также и случайность. — Это проявляется ближайшим образом в том, что хотя реально необходимое и есть нечто необходимое по форме, оно по содержанию все же есть нечто ограниченное и вследствие этого содержания носит отчасти характер случайного. Однако и в форме реальной необходимости также содержится случайность; ибо, как оказалось, реальная возможность лишь в себе есть необходимое, положена же она как инобытие действительности и возможности по отношению друг к другу. Реальная необходимость содержит поэтому в себе случайность; она есть возвращение в себя из того беспокойного инобытия действительности и возможности по отношению друг к другу, но не есть возвращение из самой себя к себе.

Следовательно, в себе здесь имеется единство необходимости и случайности; это единство должно быть названо абсолютной действительностью.

С. Абсолютная необходимость Реальная необходимость есть определенная необходимость; формальная необходимость еще не заключает в себе никакого содержания и определенности. Определенность необходимости состоит в тем, что она содержит в себе свое отрицание, случайность. Такой она получилась.

 

{665}

Но эта определенность в ее первой простоте есть действительность; определенная необходимость есть поэтому непосредственно действительная необходимость. Эта действительность, которая сама как таковая необходима потому именно, что она содержит в себе необходимость как свое в-себе-бытие, есть абсолютная действительность, действительность, которая уже больше не может быть иной, чем она есть, ибо; ее в-себе-бытие есть не возможность, а сама необходимость.

Но эта действительность, так как она положена такой, что она есть абсолютная, т. е. сама есть единство себя и возможности, тем самым есть лишь некоторое пустое определение, или, иначе говоря, она есть случайность. — Эта пустота ее определения делает ее голой возможностью, чем-то таким, что в такой же мере может быть также и иным, чем оно есть, и что можно определить как возможное. Но сама эта возможность есть абсолютная возможность; ибо она как раз есть возможность быть определенной и как вовможность и как действительность. Тем самым, что она есть это безразличие к самой себе, она положена как пустое, случайное определение.

Таким образом, в реальной необходимости случайность содержится не только в себе, а последняя также и становится в первой; но это становление, как внешность, само есть лишь в-себе-бытие этой необходимости, так как оно есть лишь некоторая непосредственная определяемость. Но оно не только таково, а есть ее собственное становление, или, иначе сказать, то пред-положение, которое она имела, есть ее собственное полагание. Ибо, как реальная необходимость, она есть снятость действительности и возможности, и наоборот; поскольку она есть это простое превращение одного из этих моментов в другой, она есть также их простое положительное единство, так как каждый из них, как оказалось, сливается в другом лишь с самим собой. Но таким образом она есть действительность, однако такая действительность, которая имеет бытие лишь как это простое слияние формы с самой собой. Отрицательное полагание ею этих моментов тем самым само есть пред-полагание, или,

{666}

иначе говоря, полагание ее самой, как снятой или полагание непосредственности.

Но именно этим указанная действительность определена как отрицательное; она есть слияние с собой как выхождение из той действительности, которая была реальной возможностью; таким образом, эта новая действительность возникает лишь из своего в-себе-бытия, из отрицания, ее самой. — Тем самым она вместе с тем непосредственно определена как возможность, как нечто опосредствованное через ее отрицание. Однако эта возможность тем самым есть непосредственно не что иное, как тот прогресс опосредствования, в котором в-себе-бытие (т. е. она сама) и непосредственность, оба суть одинаковым образом положенность. — Таким образом, необходимость есть в такой же мере снятие этой положенности или полагание непосредственности и в-себе-бытия, в какой она тем самым есть процесс определения этого снятия как положенности.

Поэтому она же сама определяет себя как случайность, она сама отталкивает себя от себя в своем бытии, в этом самом отталкивании лишь возвратилась в себя, и в этом возвращении, как в своем бытии, оттолкнула себя от себя самой.

Таким образом, форма в своей реализации пронизала собой все свои различия и сделала себя прозрачной и, как абсолютная необходимость, есть лишь это простое тождество бытия с самим собой в своем отрицании или в сущности. — Само различие между содержанием и формой также исчезло; ибо это единство возможности в действительности и наоборот есть форма, безразличная к себе самой в своей определенности или в положенности — та содержательная мыслимая вещь, в которой форма необходимости протекала внешним образом. Но, таким образом, она ость это рефлектированное тождество обоих определений как безразличное к ним, есть тем самым формальное определение в-себе-бытия в противоположность положенности, и эта возможность составляет ограниченность того содержания, которым обладала реальная необходимость. Растворение же этого различия есть абсолютная необходимость, содержание которой составляет это пронизывающее себя в ней различие.

 

{667}

Абсолютная необходимость есть, следовательно, та истина, в которую возвращаются действительность и возможность вообще, равно как и формальная и реальная необходимость. — Абсолютная необходимость, как оказалось, есть бытие, которое в своем отрицании, в сущности, соотносится с собой и есть бытие. Она есть в такой же мере простая непосредственность или чистое бытие, в какой и простая рефлексия в себя или чистая сущность. Она состоит в том, что и то и другое есть одно и то же. — Безоговорочно необходимое есть лишь потому, что оно есть; оно не имеет помимо этого ни условия, ни основания. — Но оно есть также и чистая сущность; его бытие есть простая рефлексия в себя; оно есть, потому что оно есть. Как рефлексия, оно имеет основание и условие, но имеет основанием и условием лишь себя. Оно есть в-себе-бытие, но его в-себе-бытие есть его непосредственность; его возможность есть его действительность. — Оно, следовательно, есть, потому что оно есть; как слияние бытия с собой, оно есть сущность; но так как это простое есть равным образом и непосредственная простота, то оно есть бытие.

Абсолютная необходимость есть, таким образом, рефлексия или форма абсолютного, единство бытия и сущности, простая непосредственность, которая есть абсолютная отрицательность. Поэтому имеющиеся в ней различия, с одной стороны, суть не рефлективные определения, а сущее многообразие, различенная действительность, имеющая вид взаимного противоположения самостоятельных иных по отношению друг к другу. С другой стороны, так как их соотношение есть абсолютное тождество, то она есть абсолютное превращение их действительности в их возможность и их возможности в действительность. — Абсолютная необходимость поэтому слепа (88). С одной стороны, различенные в ней моменты, определенные как действительность и как возможность, имеют вид рефлексии-в-себя как бытия; они поэтому оба имеют бытие как свободные действительности, из которых ни одна не светится в другой, ни одна не хочет обнаруживать в себе самой следа своего соотношения с другою; будучи обоснована внутри себя, каждая из них

{668}

есть нечто необходимое в себе самой. Необходимость, как сущность, заперта в этом бытии; взаимное соприкосновение этих действительностей представляется поэтому пустой внешностью; действительность одного в другом есть лишь возможность, случайность. Ибо бытие положено как абсолютно необходимое, как опосредствование с собой, которое есть абсолютное отрицание опосредствования через другое, или как бытие, которое тождественно лишь с бытием; поэтому некоторое другое, имеющее действительность в бытии, определено как безоговорочно лишь возможное, как пустая положенность.

Но [с другой стороны] эта случайность есть скорее абсолютная необходимость; она есть сущность тех свободных, необходимых в себе действительностей. Эта сущность боится света, так как в сказанных действительностях нет свечения, нет отражения (Reflex), так как они обоснованы — исключительно лишь внутри себя, отделаны сами по себе, являют себя лишь самим себе, — так как они суть лишь бытие. — Но их сущность прорвется в них и откроет, что такое она и что такое они. Простота их бытия, их самодовления, есть абсолютная отрицательность; это — свобода их непосредственности, лишенной всякого свечения. Это отрицательное прорывается в них, так как благодаря этой своей сущности бытие есть противоречие с самим собой, а именно, противоречие этому бытию в форме бытия, следовательно, как такое отрицание этих действительностей, которое абсолютно разнится от их бытия, как их ничто, как столь же свободное в отношении их: инобытие, сколь свободно их бытие. — Том не менее наличие в них этого» инобытия не могло не быть признано. В своей покоящейся; на себе структуре они безразличны к форме, суть некоторое содержать и тем самым различенные действительности и некоторое определенное содержание. Последнее есть клеймо, которое наложила на них необходимость, когда она (которая есть в своем определении абсолютное возвращение в себя самое) свободно отпустила их как абсолютно действительные, — клеймо, на которое она ссылается, как на свидетеля своего права, и по которому они схватываются

{669}

и уничтожаются. Эта обнаружение того, что определенность представляет собою поистине (а именно обнаружение того обстоятельства, что она представляет собою отрицательное соотношение с самой собою), есть слепое уничтожение в инобытии; пробивающееся здесь свечение или рефлексия выступает в сущих как становление или переход бытия в ничто.

Но и обратно, бытие есть также й сущность, и становление есть рефлексия или свечение. Таким образом, внешность есть их собственная внутренность, и» их соотношение есть абсолютное тождество, а переход действительного в возможное, бытия в ничто есть слияние с самим собой; случайность есть абсолютная необходимость, она сама есть пред-полагание тех первых абсолютных действительностей.

Это тождество бытия в его отрицании с самим собой есть субстанция. Оно есть это единство как в его отрицании или как в случайности; таким образом, оно есть субстанция как отношение к себе самому. Слепой переход необходимости есть скорее собственное развертывание абсолютного, его движение внутри себя, так что абсолютное в своем отчуждении скорее показывает себя само.