Проверка медицинской организации: от теории к практике
Тема: Претензионная работа Источник: Журнал "Правовые вопросы в здравоохранении" № 11 2014 Автор: Александра Андреевна Крупина, юрисконсульт стоматологического холдинга «Приор-М»
Помимо плановых проверок органы государственного надзора проводят внеплановые проверки медицинских организаций. Основанием для проведения внеплановой проверки является (п. 2 ст. 10 Закона №294-ФЗ):
ü истечение срока устранения нарушений в выданном предписании;
ü поступление в органы информации: а) о возникновении угрозы жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, безопасности государства и т. п. б) причинении вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде и т. п. в) нарушении прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
ü приказ руководителя надзорного органа, изданный по поручению Президента РФ, Правительства РФ.
Внеплановая проверка может быть как документарной, так и выездной (или той и другой). В случаях если речь идет о выездной внеплановой проверке по основаниям, указанным в подп. а) и б) п. 2 ст. 10 Закона №294-ФЗ, такая проверка в обязательном порядке должна быть согласована с прокуратурой.
Отсутствие согласования с прокуратурой является грубым нарушением и влечет недействительность результатов проверки на основании подп. 2 п. 2 ст. 20 Закона №294-ФЗ. О проведении внеплановой выездной проверки медицинская организация должна быть уведомлена не менее чем за 24 часа до ее начала.
Отсутствие надлежащего уведомления также влечет недействительность результатов проверки (постановление Березовского городского суда Свердловской области от 10.05.2011 по делу № 5-34/2011, постановление Курчатовского районного суда г. Челябинска от 14.04.2011).
Исключением являются проверки по основаниям, указанным в подп. а) и б) п. 2 ст. 10 Закона №294-ФЗ. В этом случае уведомление о проведении внеплановой выездной проверки не требуется.
К внеплановым проверкам применяются также правила об обязательном наличии оснований для ее проведения, о составлении акта, предписания и протокола по окончании проверки.
В случае отсутствия оснований проведения внеплановой проверки или акта по результатам ее проведения результаты проверки считаются недействительными (постановление Искитимского районного суда Новосибирской области от 27.03.2012, постановление Советского районного суда г. Нижнего Новгорода по делу № 5-186/10).
Внеплановые проверки всегда неожиданны. Зачастую администраторы медицинских клиник становятся первыми, с кем сталкивается проверяющий на входе в организацию. Поэтому целесообразно заблаговременно инструктировать администраторов о порядке действий в случае внеплановой проверки.
В первую очередь администратору необходимо:
ü выяснить, представитель какого надзорного органа пришел с проверкой;
ü оповестить по телефону директора, юриста (если будет позволять ситуация, главного врача и бухгалтера) о нежданном госте. Номера телефонов этих лиц ревизору не давать;
ü запросить удостоверение проверяющего, с которого списать Ф. И. О. и должность проверяющего, номер удостоверения, срок его действия;
ü попросить распоряжение (приказ), на основании которого проводится проверка; сверить данные с удостоверения с данными проверяющего лица (лиц), указанными в распоряжении. Если данные не совпадают, попросить покинуть помещение;
ü попросить проверяющего подождать. Пока представитель проверяющего органа ожидает, необходимо запросить у него телефон, а также телефон вышестоящей организации, позвонить и уточнить, действительно ли назначена проверка. Если информация о проверке не подтверждается, попросить покинуть помещение;
ü если директора нет на месте, сослаться на ч. 2 ст. 14 Закона №294-ФЗ, согласно которой проведение внеплановой выездной проверки в случае отсутствия руководителя предприятия невозможно, и попросить покинуть помещение;
ü незаметно записать на диктофон разговор с проверяющими (по мнению автора, на основании ст. 55 и 77 ГПК РФ согласия проверяющего для записи разговора не требуется).
На случай проверок в медицинской организации должны быть размещены видеокамеры (хотя бы там, где сидит администратор).
Доступ к кабинетам, где хранятся медицинские карты, иные важные документы, деньги и прочие ценности, следует ограничить.
В ситуации, когда представитель надзорного органа запрашивает медицинскую карту пациента или в целом хочет ознакомиться с содержанием медицинских карт, должен следовать вежливый, но вполне четкий отказ с просьбой предоставить письменный запрос на получение данной информации.
Запрос на получение информации, содержащейся в медицинских картах неопределенного количества лиц, противозаконен. Письменный запрос должен быть оформлен в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 13 Закона об охране здоровья.
В случае если отсутствует запрос либо (даже при его наличии) основание для представления медицинской карты пациента, медицинская организация вправе и даже обязана не предоставлять медицинские карты (их копии) для ознакомления. В противном случае это будет разглашение врачебной тайны.
Обычно внеплановые проверки медицинских организаций проводятся по жалобам граждан. В этой ситуации самое главное – сохранять спокойствие и уверенность. Если представители надзорных органов видят вашу нервозность, вероятнее всего, они примутся изучать документы с удвоенной тщательностью, даже если изначально все представленные документы не вызывали подозрений. Поэтому, если руководство нервничает, в контролирующий орган для прояснения ситуации и дачи объяснений лучше отправить юриста, привыкшего по роду своей работы к стрессовым ситуациям.
На практике нередки случаи проявления некомпетентности представителями контролирующих органов при запросе документов, подтверждающих или опровергающих какие-либо факты. Этим можно грамотно пользоваться. Некомпетентному проверяющему не стоит указывать на его ошибки, нужно просто предоставить те документы, которые он просит, особенно если для подтверждения какого-либо факта нужны совсем другие документы.
Основная рекомендация, которой также следует придерживаться: отвечать на поставленный вопрос четко и коротко, без лишних слов. Если руководителю (или рядовому врачу) предлагают подписать объяснительную, где от первого лица разъясняются обстоятельства дела, такую объяснительную следует внимательно прочитать перед подписанием. Некорректно сформулированная фраза может впоследствии обернуться против врача. Подводя итог, хотелось бы отметить, что, зная все процессуальные тонкости проведения проверки, вполне реально избежать ответственности по ее результатам.