Часть 1
1. Задание 12 № 24. Найдите в приведённом ниже списке характеристики патриархальной (традиционной) семьи. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) совместное проживание нескольких поколений
2) принятие решений всеми членами семьи
3) экономическая самостоятельность женщины
4) организация быта как основная экономическая функция
5) жёсткое распределение мужских и женских обязанностей
6) совместная производственная деятельность
2. Задание 12 № 98. Найдите в приведенном ниже списке неформальные негативные санкции. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) бойкот | 2) аплодисменты | 3) насмешка |
4) выговор | 5) комплименты | 6) улыбка |
3. Задание 12 № 764. Найдите в приведенном списке проявления экономической функции семьи. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) обучение детей трудовым навыкам | 2) материальная поддержка неработающих членов семьи |
3) семейное предпринимательство | 4) наделение наследственным статусом |
5) организация досуга |
4. Задание 12 № 1060. Найдите в приведенном ниже списке средства массовой коммуникации, возникшие в XX в. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) кинематограф | 2) Интернет | 3) телевидение |
4) газеты | 5) радио |
5. Задание 12 № 1282. Найдите в приведённом ниже списке примеры, иллюстрирующие применение формальных позитивных санкций, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)К. присвоили звание «Заслуженный учитель РФ».
2)Коллеги похвалили С. за хорошо выполненный доклад.
3)В. получил на заводе премию за своё изобретение.
4)Л. присвоена степень доктора физико-математических наук.
5)Выступление учеников 10 класса на празднике «Последнего звонка» вызвало аплодисменты.
6)Офицеру-подводнику присвоили очередное воинское звание.
6. Задание 12 № 1467. Найдите в приведённом ниже списке историчес кие формы этноса и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) семья | 2) племя | 3) народность |
4) община | 5) государство |
7. Задание 12 № 1541. Укажите в приведенном ниже списке неформальные позитивные санкции.
1) правительственная премия | 2) спонсорский грант | 3) похвала |
4) аплодисменты | 5) дружеское рукопожатие |
8. Задание 12 № 1652. Найдите в социальные факты, иллюстрирующие проявление вертикальной социальной мобильности, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Учитель истории, переехав из области в город, перешел в новую школу.
2) Офицер, отличившийся при проведении контртеррористической операции, получил новое воинское звание досрочно.
3) Секретарь-референт вышла замуж за коммерческого директора фирмы.
4) Профессор уехал по двухгодичному контракту в зарубежный вуз.
5) После окончания вуза молодой специалист был назначен на должность начальника отдела логистики.
9. Задание 12 № 2640. Найдите в приведённом ниже списке характеристики патриархальной (традиционной) семьи. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) совместное проживание нескольких поколений
2) принятие решений всеми членами семьи
3) экономическая самостоятельность женщины
4) организация быта как основная экономическая функция
5) жёсткое распределение мужских и женских обязанностей
6) совместная производственная деятельность
10. Задание 12 № 3311. Найдите в списке проявления хозяйственно-экономической функции семьи и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) составление семейного бюджета | 2) обработка огорода на дачном участке |
3) организация семейного отдыха | 4) содействие членам семьи в продвижении по службе |
5) распределение домашнего труда | 6) первичный социальный контроль |
11. Задание 12 № 3428. Найдите в списке этнические общности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) племена | 2) провинциалы | 3) народности |
4) нации | 5) творческие союзы | 6) граждане |
12. Задание 12 № 4135. Найдите в приведённом ниже списке общности, образованные в соответствии с территориальным (поселенческим) критерием, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) украинцы | 2) москвичи | 3) киевляне |
4) белорусы | 5) молдаване | 6) харьковчане |
13. Задание 12 № 4246. Найдите в приведённом ниже списке общности, образованные в соответствии с территориальным (поселенческим) критерием, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) украинцы | 2) москвичи | 3) киевляне |
4) белорусы | 5) молдаване | 6) харьковчане |
14. Задание 12 № 5517. Социологи опросили 23-летних работающих юношей и девушек страны Z. Им задавали вопрос: «Зачем Вы работаете, какова Ваша трудовая мотивация?». Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Половина юношей работает для того, чтобы обеспечить материальное благополучие.
2) Доли девушек, связывающих трудовую мотивацию с потребностью в самореализации и с возможностью путешествий, общения с разными людьми, равны.
3) Доля тех, кто работает, потому что им интересно то, чем они занимаются, больше среди девушек, чем среди юношей.
4) Равные доли опрошенных каждой группы прилагают усилия, чтобы подняться по карьерной лестнице.
5) Бóльшая доля юношей, по сравнению с девушками, работает потому, что их работа очень нужна обществу.
15. Задание 12 № 5705. В стране П. в ходе социологических опросов, проведённых в 2005 и 2010 годах, предлагалось ответить на следующий вопрос: «Как Вы относитесь к своей работе?» Полученные результаты были занесены в таблицу.
Варианты ответа | 2005, % | 2010, % |
Я поступил на работу по призванию и в соответствии с полученной специальностью. | ||
Я работаю не по специальности, но должен обеспечивать семью. | ||
Мне нравится моя работа, я вполне доволен заработком. | ||
В данный момент я не могу найти работу по специальности, жду подходящей вакансии. |
Какой вывод можно сделать на основании полученных данных?
1) Доля граждан, вынужденных работать не по специальности, снизилась.
2) Доля граждан, чья занятость соответствует полученной специальности,
не изменилась.
3) Количество респондентов, удовлетворённых своим материальным
положением, повысилось.
4) Уровень безработицы существенно повысился.
5) Доля респондентов, ищущих работу по своей специальности, несколько сократилась.
16. Задание 12 № 5741. Среди жителей города Т. проводился опрос, в ходе которого респондентам было предложено ответить на вопрос: «Как давно Вы регулярно пользуетесь какой-либо библиотекой?» Результаты опроса в % от числа опрошенных представлены на диаграмме.
Какие выводы можно сделать на основании полученных данных? Запишите
цифры, под которыми они указаны.
1) Более половины опрошенных студентов пользуются какой-либо библиотекой менее трёх лет.
2) Доля пенсионеров, пользующихся библиотекой более трёх лет, является наибольшей среди всех категорий опрошенных.
3) Треть школьников за последние три года регулярно пользовалась библиотекой.
4) Наибольший стаж регулярного пользования библиотекой имеют работающие люди.
5) Доля пенсионеров, пользующихся библиотекой от года до трёх лет, меньше, чем доля пенсионеров, не пользующихся библиотекой вообще или пользующихся ей менее года.
6) Доля школьников, пользующихся библиотекой, меньше, чем доля пользующихся библиотекой студентов.
17. Задание 12 № 5824. С начала 2000-х гг. в странах Z и Y проводились реформы государственной власти. Социологической службой был проведён опрос совершеннолетних граждан обеих стран. Им задавали вопрос: «Как Вы считаете, должна ли деятельность парламента контролироваться правительством?»
Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в диаграмме.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В стране Z половина опрошенных считают, что деятельность парламента должна в полной мере контролироваться правительством.
2) В стране Z доля тех, кто считают, что все ветви власти должны быть независимыми, меньше доли тех, кто не интересуются политикой вообще.
3) В стране Y около трети опрошенных считают, что деятельность парламента должна в полной мере контролироваться правительством.
4) В стране Y доля тех, кто считают, что все ветви власти должны быть независимыми, больше доли тех, кто считают, что деятельность парламента должна в некоторой степени контролироваться правительством.
5) Доля тех, кто не интересуются политикой, в стране Y ниже, чем в стране Z.
18. Задание 12 № 5890. Классные руководители задавали обучающимся в 11 классе и их родителям вопрос: «Как Вы считаете, какое из следующих высказываний наиболее точно описывает отношения родителей и детей?». Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в диаграмме.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Среди родителей мнение о том, что родители и дети никогда не смогут понять друг друга, более популярно, чем мнение, что родители и дети понимают друг друга, нет оснований для противоречий.
2) Половина опрошенных родителей считают, что родители и дети понимают друг друга, нет оснований для противоречий.
3) Среди обучающихся мнение о том, что для взаимного понимания требуются совместные усилия и родителей, и детей, более популярно, чем мнение о том, что родители и дети никогда не смогут понять друг друга.
4) Равные доли опрошенных испытали затруднения при ответе.
5) Равные доли обучающихся и родителей считают, что для взаимного понимания требуются совместные усилия и родителей, и детей.