Критика географического детерминизма и геополитики

Становление исторического материализма шло в борьбе с представлениями географического детерминизма об определяющей роли географической среды в жизни общества. Необходимо было показать, что человеческое общество является, хотя и связанной с природой, но все—таки самостоятельной системой, которая функционирует и развивается по своим собственным законам.

Как известно, географический детерминизм прошел два важнейших этапа в своем развитии. Первый связан с. именем Монтескье и является прогрессивным в объяснении соотношения общества и природы. Эпоха Великих географических открытий собрала обширный материал для осмысливания зависимости общественного развития от географических условий. Прогрессивный класс — молодая буржуазия, выступая против реакционного мировоззрения феодальной аристократии, использовала эти знания для доказательства земной причины общественного устройства и развития. Ш.Монтескье считал, что жаркая и влажная природа Юга расслабляет психику человека, грозные явления природы — тайфуны, наводнения, извержения вулканов подавляют волю человека. В этих условиях легко деспоту подняться над толпой. Отсюда обусловленные географической средой деспотические формы правления в южных странах. Напротив, суровая природа Севера с детства закаливает волю и психику человека. Здесь возникают демократические формы политического правления. Таким образом, устройство и развитие общества не результат божественного вмешательства в земные дела, а имеет вполне материальную причину. И выступление буржуазии против порядков феодального общества не является выступлением против бога. Складывается интересная ситуация в социологии, концепция еще далекая от правильного решения вопроса, метафизически выносящая основную причину общественного развития за пределы общества вместе с тем играет положительную роль в классовой борьбе молодой революционно настроенной буржуазии с отживающим классом феодалов.

Второй период географического детерминизма связан с именем англичанина Г.Т.Бокля, который также считал определяющим в развитии общества географическую среду, внешний вид природы, климат, животный и растительный мир). Однако это был период колониализма, когда буржуазия стала реакционным классом. Теперь географический детерминизм как бы оправдывал закабаление народов. Бокль писал об обреченности народов Индии ее географической средой на отставание, в то время, когда народ восстал против англичан и восстание сипаев было жестоко подавлено колонизаторами.

Вместе о тем географический детерминизм может быть оценен как идеалистическая концепция в социологии. В самом деле, вынося источник развития общества за его пределы, географический детерминизм считает, что воля и психика человека определяются этой внешней причиной, а в самом обществе именно эта духовная причина — воля и психика человека является первичной к его общественному бытию. Известно, что метафизика ведет к идеализму. Так вынесение за пределы общества причины его развития приводило географический детерминизм к идеализму в социологии.

Далее географический детерминизм перерастает в геополитику — открыто реакционное идеалистическое учение о решающей роли географической среды в определении политики общества, его развитии. Таковы концепции "жизненного пространства", когда общество уподобляется организму, которому необходим захват чужих территорий для обеспечения нормального развития. Или деление стран на морские и континентальные, когда сами географические условия определяют постоянную войну между ними за выходы к морю.

Необходимо было понять общество как систему, основные источники и движущие силы развития которой находятся не в географической среде, а в самом обществе, а также открыть законы общественного развития и показать их отличие от законов природы. И только раскрыв сущность социальных законов, можно было правильно оценить действительную роль географической среды в общественном развитии. Предстояло также раскрыть общество и с точки зрения его вещественного содержания: ограничивается ли его содержание совокупностью людей, как это следовало из взглядов, например, Фейербаха или, кроме людей, в состав общества входят и созданные им средства производства?

К.Марксом был открыт основной закон развития общества — закон соотношения производительных сил и производственных отношений. Именно об этом открытии Ф.Энгельс писал в работе "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии", что в истории развития труда был найден ключ к пониманию истории общества.