Антропологический материализм Фейербаха.

Основной проблемой философии Фейербаха является религия. Главную цель своих рассуждений он определил как «сведение религии к антропологии». Если Гегель, по мнению Фейербаха, рассуждает об абстрактной реальности, то Фейербаха интересует не идея человечества, а реальный человек, который, прежде всего, природа, тело, чувственность и потребности. Идеализм надлежит отвергнуть, ибо он упразднил конкретного человека. В этом смысле Фейербах стоит на позициях материализма.
Теология - это антропология. Великий основной факт человеческой истории религия не может быть отвергнут философией: его следует понять. Понять религию можно лишь тогда, когда будет понято: «То, что человек думает о Боге, это осознание человеком самого себя». Другими словами, отстраняя от себя собственные качества, желания, надежды, человек конструирует свою божественность. Истина религии в отношении человека к своей сущности. Ложность ее в том, что эту сущность он уже воспринимает не как свою, но как чужую. Бог, следовательно, есть зеркало человека. Что человек думает, каковы его принципы, таков его Бог.
В молитве он обращается к собственному сердцу, чудо есть реализованное сверхъестественное желание. Основные христианские догмы не что иное, как осуществившиеся чаяния сердца.
Отсюда вывод Фейербаха: скрытое ядро теологии есть антропология.
Все определения Божественного бытия становятся квалификациями бытия человека. Возникает вопрос: так почему же происходит самоотчуждение, почему человек создает Божественность, не отдавая себе в том отчета? Потому что природа бесчувственна к его страданиям, отвечает Фейербах, и в религии страждущее сердце находит некоторое облегчение.
Вместо христианства и философии гегелевского типа Фейербах предложил программу «философии Человека». Согласно фейербаховской гуманистической концепции, Человек высшее в ценностном отношении, абсолютная ценность.
Позднее, К. Маркс предпринял попытку решения проблемы человека, опираясь именно на мысли Фейербаха.