Конфуцианские этические ценности
Благодаря традиции китайское общество до сего дня сохранило идеи Конфуция и его иерархия напоминает строгую семейную, где каждый занимает подобающее в обществе место.
Конфуций говорил: Люди страдают, ненавидят друг друга, уничтожают от того, что не осознали благодати гармонии отношений. Гармония достигается через личное благородство, кто им овладел, сердце его спокойно, ум величав, поступки добродетельны. Благодарный человек не знает горя и страха, выражает почтение предкам, родителям и особенно учителям. Оказав почтение старшим, вправе рассчитывать на такое же отношение со стороны младших. Особое почтение важно оказать учителям, т.к. они хранят великое невидимое – знания народа. Конфуцианская концепция самодисциплины и управления – будь то семьей или государством – составляет основу политической философии новых индустриальных государств. Конфуцианство регулирует взаимоотношения в иерархически ориентированном обществе. Из пяти определяемых им основных видов человеческих отношений (между монархом и подданным, отцом и сыном, мужем и женой, старшим и младшим, братьями и друзьями) четыре структурированы иерархически и для каждого из них имеются четкие поведенческие предписания. Цель жесткой иерархии отношений – обеспечить гармоничный коллективный порядок в обществе, избежать конфликтов. Столь широко распространенный сегодня в Восточной Азии акцент на гармоничную общественную жизнь является прямым следствием того значения, которое придает конфуцианство иерархии.