Земля как объект правовой охраны.

Правовыми основами соблюдения земельного законодательства являются:

Конституция РФ (ст. ст. 9, 36);

Федеральный закон «Об охране окружающей среды»;

Земельный кодекс РФ.

Кроме того, источниками охраны и использования земель является целый ряд законов.

Согласно ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В ст. 36 Конституции РФ установлено свободное осуществление владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами их собственниками при соблюдении следующих трех условий:

1) ненасенение ущерба окружающей среде;

2) ненарушение прав и законных интересов иных лиц, к ним относятся и экологические права и интересы;

3) соблюдение условий и порядка пользования землей.

Земля является важным природным объектом и основой существования человека. С землей органически связаны и другие компоненты окружающей среды — недра, воды, леса, животный и растительный мир, которые не могут существовать без земли и вне земли.

Земля (в первую очередь ее плодородный слой — почва) рассматривается как объект охраны природы, а также в качестве поверхности, пространственно-территориального базиса для размещения городов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, транспорта и т.д. В последнем случае земля выступает объектом различных юридических прав (собственности, пользования и др.).

Общее управление землями возложено на Президента РФ, Федеральное собрание и Правительство РФ. Специально уполномоченным государственным органом в области охраны земель на федеральном уровне является Министерство природных ресурсов и экологии РФ и подведомственные ему Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

В процессе использования земель все субъекты обязаны соблюдать экологические требования по их охране. Эти требования (меры охраны) закреплены в земельном законодательстве и в совокупности образуют понятие правовой охраны земель. Они направлены на рациональное использование земель, сохранение и повышение их плодородия, защиту земель от истощения и разрушения, защиту земель от загрязнения.

Так, собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков в целях охраны земель обязаны проводить мероприятия по:

1) сохранению почв и их плодородия;

2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;

3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям);

4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;

5) сохранению достигнутого уровня мелиорации;

6) рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;

7) сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

В целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.

Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель проводится с учетом экологической экспертизы, установленных законодательством санитарно-гигиенических и иных норм и требований.

В целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий допускается консервация земель с изъятием их из оборота в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Для повышения заинтересованности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков в сохранении и восстановлении плодородия почв, защите земель от негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности может осуществляться экономическое стимулирование охраны и использования земель в порядке, установленном бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах.

Основные правовые меры охраны земель реализуются через установление нормативов загрязнения земель, обязанностей землепользователей по их рациональному использованию и охране, проведение рекультивации и мелиорации и т.д. Важное значение имеет охрана сельскохозяйственных земель. Федеральным законом «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрены обязанности сельскохозяйственных землепользователей по сохранению и улучшению земель.

Собственники, владельцы, пользователи и арендаторы сельскохозяйственных земель обязаны:

осуществлять сельскохозяйственное производство способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель;

соблюдать правила и нормативы проведения агротехнических, мелиоративных, противоэрозионных и агрохимических мероприятий;

представлять сведения в компетентные органы об использовании агрохимикатов и о фактах загрязнения почв и деградации земель и др.

В целях повышения продуктивности и устойчивости земледелия, обеспечения гарантированного производства сельскохозяйственной продукции на основе сохранения и повышения плодородия земель, создания условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и малопродуктивных угодий проводится мелиорация земель. Мелиорация — это коренное улучшение земель путем осуществления гидротехнических (оросительных, осушительных и др.), культуртехнических (расчистка, рыхление и др.), противоэрозионных, агролесомелиоративных (создание защитных лесонасаждений), химических (известкование и др.) и иных мероприятий. Правовые основы деятельности в области мелиорации устанавливает Федеральный Закон «О мелиорации земель».

Невыполнение обязательных мероприятий по охране земель, нарушения земельного законодательства влекут за собой наступление юридической ответственности. Земельные правонарушения, которые являются основанием этой ответственности, могут быть двух видов: экологические — нарушения, причиняющие вред земле как охраняемому природному объекту; либо иные — нарушения, которые посягают на вещные земельные права или порядок управления в сфере земельных отношений. За указанные нарушения применяется уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность.

Особые санкции — в виде принудительного прекращения права на землю (изъятия земельного участка) — предусмотрены земельным законодательством в качестве меры ответственности за несоблюдение правил рационального использования и охраны земель, использование земель не по целевому назначению и совершение других правонарушений.

Согласно ст. 284 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование. В ст. 285 ГК РФ закреплено, что земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности, если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки.