Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды.

Задачи экономического механизма охраны окружающей природной среды: • планирование и финансирование мероприятий по охране природы;

• установление лимитов использования природных ресурсов, предельно допустимых норм выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, порядка размещения отходов;

• разработка системы платежей за использование природных ресурсов, осуществление выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;

• установление системы налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении предприятиями малоотходных и ресурсосберегающих технологий, а также при использовании нетрадиционных видов энергии, других эффективных мер по охране окружающей природной среды;

• возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.

Последние десятилетия экологи называют периодом регламентированных взаимоотношений с природой, поскольку возросла актуальность количественных и качественных оценок не только ее состояния, но и регулирования размеров антропогенной нагрузки. Основу законодательства, предусматривающего порядок использования и охраны природной среды, а также обеспечивающего безопасность среды для человека, составляет система экологического нормирования. Государственные природоохранительные органы Российской Федерации совместно с органами государственной статистики, природопользователями ведут количественный и качественный учет природных ресурсов и вторичного сырья, производят их социально-экономическую оценку.

Лимиты на природопользование представляют собой систему экологических ограничений по территориям и предусматривают установленные на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов производства.

Лимиты на природопользование устанавливаются для предприятий-природопользователей специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей природной среды с учетом экологической обстановки в определенном регионе.

Возмездный характер природопользования означает установление платы за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды, за другие виды воздействия.

Плата за природные ресурсы (землю, недра, воды, лес и иную растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается:

• за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;

• за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов; .

• на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

Плата за загрязнение окружающей природной среды, другие виды воздействия взимается за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения как в пределах, так и сверх установленных лимитов.

Единая система внебюджетных государственных экологических фондов создается в целях восстановления потерь в окружающей природной среде, компенсации причиненного вреда и решения других природоохранительных задач. В эту систему входят федеральный экологический фонд, республиканские, краевые, областные и местные фонды. Средства насчет фондов поступают от предприятий, учреждений, организаций, а также иностранных юридических лиц и граждан.