V. Характерные черты философии русского «религиозно-философского» ренессанса.
Философские идеи Соловьева нашли поддержку у многих русских философов, например, у братьев Трубецких (Сергея и Евгения), отца П. Флоренского, С.Л. Франка, отца С. Булгакова и др. Концепция Соловьева стала отправной точкой для бурного развития философии в России; это стало началом процесса русского религиозно-философского ренессанса. Его характерные черты:
1. Осмысление кризиса мировой культуры и философии. Поиски новых образцов философствования.
2. Борьба против абстрактности философской мысли, против отвлеченных начал.
3. Критика рационализма и позитивизма в западной философии.
4. Создание религиозно-космологической онтологии, предполагающей изначальное объективное единство космоса, природы, Бога и человека.
5. Стремление к объединению онтологии и гносеологии со смысложизненными этическими и эстетическими проблемами. Выдвижение в центр философских рассуждений экзистенциально-личностных моментов, объединенных с религиозными вопросами.
6. Поиски синтеза индивидуального и общественного вне западного индивидуализма и коммунистического коллективизма.
Бердяев Николай Александрович (1874-1948) начинал как «легальный марксист», затем (после духовного кризиса, пережитого в ссылке) стал религиозным философом нетрадиционного толка.
В работе "Философия свободы" Бердяев говорит, что философия находится в кризисе, причиной которого стал уход философии от проблем бытия, онтологии, прежде всего, в утрате философией своих религиозных корней. Следовательно, выход из кризиса предполагает возвращение к религиозным истокам.
В работе "Смысл творчества" Бердяев формулирует концепцию антроподицеи («оправдания человека»), аналогичную средневековой теодицее (оправдания Бога). Исходное положение: творение мира – это незавершенный процесс. Человек творит культуру, - таким образом, участвуя в творчестве, он становится сотворцом Бога. Поэтому человек получает оправдание в творчестве и через творчество. Творчество Бердяев понимает как процесс обнаружения смыслов, но эти смыслы не даны явно – их следует усиленно создавать. Создавая что-то новое, человек становится творцом, и через творчество обретает свою свободу, преодолевая зло.
Отец П. Флоренский (1882-1937/43?). В его философии выделяются следующие принципы:
1) Аритмологии. Аритмологию как исследование дискретных, случайных процессов Флоренский противопоставляет аналитическому исследованию как исследованию непрерывных процессов. Он утверждает, что аналитические исследования не могут объяснить феномена свободы творчества, веры, надежды, случайных процессов. Аритмология является базовым методом исследования подобных процессов. Подобные выводы Флоренского основаны наобращении к математическим методам исследования случайных процессов. Таким образом, аритмология основана на теории множеств.
2) Антиномичности. Как антиномичен, противоречив сам мир, так и противоречив, антиномичен процесс его познания – антиномичны. Поэтому их можно познать лишь при помощи веры в единстве с разумом («цельное знание»).
3) Противопоставления логоса и хаоса. На основании 2-го закона термодинамики Флоренский делает вывод об увеличении энтропии, хаоса, которому противостоят законы логоса. Логос же является результатом человеческой активности в культуре (культуру Флоренский производит от слова «культ» – обращение к Богу, т.е. к высшим, вечным религиозным ценностям). Культура помогает человеку гармонизировать окружающий мир.