II. Философия И. Канта

 

1. Докритический период в философии Канта продолжалсядо 1770 г. В качестве последователя Ньютона Кант выдвигает гипотезу, сейчас называемую гипотезой Канта-Лапласа. В этот период он является деистомдеизме Бог рассматривается как творец первоматерии, которая затем существует и развивается по своим собственным законам - законам Ньютона). Благодаря космогонической гипотезе Кант ввёл в естествознание диалектику, историзм (идея развития Солнечной системы и других планетных систем).

Кант пытался осмыслить проблему свободы человека, но она не совмещалась с его установками на Ньютоновскую классическую механику. Вывод Канта: Вся предшествующая философия зашла в тупик. Она рассуждает о высших предметах (Бог, душа, Вселенная), не исследовав условия и возможности их познания.

 

2. Критический период философии. Кант предлагает реформировать предмет философии. По его мнению, философия должна ответить на вопросы: 1. Что я могу знать? Ответ на этот вопрос даст нам знание «что есть истина». 2. Что я должен делать? Ответ на этот вопрос даст нам знание «что есть добро». 3. На что я могу надеяться? Ответ на этот вопрос даст нам знание «что есть красота». В работе «Критика чистого разума» Кант выявляет условия и границы нашего познания. Он пытается очистить теорию познания от недостатков рационализма и эмпиризма.

Кант согласен с эмпиризмом, что наше знание начинается с опыта. Но, он подчеркивает, что в опыте нам не даны математические знания, так как данные опыта не обладают всеобщностью и необходимостью. Значит, можно согласиться с рационализмом, что истоки нашего знания не ограничиваются опытом. Кант считает, что у человека нет врождённых идей, но некоторые знания человека являются априорными (т.е. доопытными) - они формируются в процессе ЭПИГЕНЕЗА чистого разума. Тем не менее, Кант не согласен с рационализмом, что источником истинного знания является только разум.