В. 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ. ЖЕСТОВАЯ РЕЧЬ ГЛУХИХ

Для правильного понимания особенностей психического развития детей, имеющих нарушения слуха, необходимо разобраться в общих и специфических закономерностях развития у них общения, усвоения ими различных средств общения, особенностях становления разных видов речи. Без этого невозможны адекватная организация их обучения и воспитания, педагогического процесса, формирования речевых средств общения, осуществление успешной психологической коррекции.

Таким образом, РЕЧЬ - это процесс использования языка для общения, реальный процесс оперирования языком, а ЯЗЫК - это система знаков и правил их преобразования. В психологии выделяют

2-е ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ РЕЧИ, связанные между собой.

 

1) КОММУНИКАТИВНАЯ, благодаря реализации которой осуществляется процесс общения между людьми;

2) ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ, вследствие которой речь выступает как средство выражения мыслей, их образования и развития., благодаря чему человек становится способным планировать и прогнозировать собственное поведение. Усваивая язык как общественно-заданную знаковую систему, человек овладевает соответствующими формами и операциями мышления. РЕЧЬ становится СРЕДСТВОМ АНАЛИЗА И СИНТЕЗА, СРАВНЕНИЯ И ОБОБЩЕНИЯ предметов и явлений действительности. При каких-либо отклонениях в психическом развитии ребёнка гармония в становлении основных функций речи нарушается. Подобная дисгармония наблюдается и в психическом развитии детей с нарушениями слуха.

 

Известно, что РЕЧЬ имеет большое значение в формировании корковых функций, составляющих основу развития школьных навыков. Речь развивается на основе сохранного слуха и врождённых слуховых рефлексов, являющихся важной предпосылкой формирования корковых функций. СНИЖЕНИЕ СЛУХА в раннем детстве приводит к грубому недоразвитию речи. К значительным нарушениям речевого развития может приводить и менее выраженная тугоухость. При этом СТЕПЕНЬ и ХАРАКТЕР ОТСТАВАНИЯ речевого развития зависят не только от степени снижения слуха, но и от ВРЕМЕНИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ слухового дефекта.

ГЛУХОТА, возникшая в период, когда у детей речь ещё не сформировалась, приводит к выраженному её недоразвитию - ГЛУХОНЕМОТЕ. Если речь уже сформировалась и функционирует, то при возникновении глухоты речь сохраняется, но для её дальнейшего развития необходимы специальные занятия.

Описан ряд ХАРАКТЕРИСТИК ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЧИ для тугоухости: нечёткость произношения, смешение звонких и глухих звуков, своеобразие замен многих звуков на звук «т» (ТАТИРОВАНИЯ). Особенно характерно своеобразие голоса и интонаций: приглушённость, хриплость, неестественные модуляции.

 

ОСОБЕННОСТЯМИ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ ТУГОУХИХ является:

- Повышенное внимание к жестикуляции и мимике говорящего собеседника или учителя в связи со стремлением «считывать с губ» говорящего;

- Замена речи или сопровождение её обильней жестикуляцией и мимическими движениями;

- Имеет место ограниченное понимание речи окружающих и читаемых текстов;

- Выраженная недостаточность собственного словарного запаса;

- Широкое использование обиходных выражений и штампов;

- При осложнении тугоухости нарушениями фонематического слуха могут иметь место ошибки на различение близких по звучанию фонем: б – п, д – т и др.

 

Дети с нарушениями слуха могут проявлять достаточную способность к выполнению довольно сложных конструктивных заданий, что значительно отличает их от у/о, изобразительная и конструктивная деятельность которых намного беднее и в основном имеет подражательный характер. Вместе с тем у детей с тугоухостью обнаруживается недостаточность тех видов интеллектуальной деятельности, которая тесно связана с речью. Затруднения у них вызывают задания, требующие речевого ответа. Дети часто затрудняются в выделении и закреплении отдельных свойств предметов, в результате чего страдает формирование ПРЕДМЕТНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.

Развитие наглядных форм мышления у глухих детей опережает развитие речи, в то время как у слышащих мышление и речь развиваются в единстве. Однако опережающее развитие мышления существенно помогает глухому в усвоении речи.

Важной особенностью психического развития глухих детей является почти ОДНОВРЕМЕННОЕ ОВЛАДЕНИЕ ими несколькими РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ РЕЧИ - словесной (устной и письменной), дактильной и жестовой, т.е. своеобразная полиглоссия.

Рассмотрим последовательно, как глухой ребёнок овладевает разными видами речи и какие при этом наблюдаются психологические особенности.

 

1) СЛОВЕСНОЙ РЕЧЬЮ - глухие дети могут овладеть только обходными путями, в условиях специального обучения.

При наличии правильно построенного педагогического процесса достигается переход к новым формам общения - РЕЧЕВЫМ. Дети познают речь, опираясь на зрительное восприятие, подкреплённое речевыми двигательными ощущениями. Они не имеют возможности улавливать интонационно-выразительные средства речи и воспринимать на слух её образцы, подражание которым, контролируемое слухом, определяет речевое развитие слышащего ребёнка. В связи с этим Ж.И.Шиф выделила следующие ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОВЛАДЕНИЯ РЕЧЬЮ ГЛУХИМИ ДЕТЬМИ в отличие от слышащих:

- Речевое общение детей с нарушениями слуха формируется в условиях различных видов ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Сам процесс овладения языком понимается как процесс формирования разных видов речевой деятельности (устной, письменной, дактильной), при этом развиваются обе её стороны - А) ИМПРЕССИВНАЯ - зрительное, слуховое и собственно слуховое восприятие и Б) ЭКСПРЕССИВНАЯ - говорение, дактилирование, письмо. Все виды речевой деятельности формируются в единстве.

При этом у глухих детей ИНЫЕ, чем у слышащих, СЕНСОРНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРВИЧНЫХ ОБРАЗОВ СЛОВ. У слышащих первичным образом слова является слуховой, у глухих детей - зрительный, подкрепляемый двигательными ощущениями (артикуляцией, дактилированием или письмом).

Зрительное восприятие слов, написанных на табличках («ГЛОБАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ»), начинается с нерасчленённого восприятия и УЗНАВАНИЯ ТАБЛИЧЕК, сначала - по цвету, фактуре, позднее - по первой букве слова и т.п. Эти таблички педагог соотносит с определёнными предметами и действиями, таким образом, благодаря нерасчлененному зрительному восприятию слов у глухих детей закладываются представления об ИХ СИГНАЛЬНЫХ ФУНКЦИЯХ.

Зрительное восприятие глухими написанных слов отличается от первоначальных этапов усвоения чтения слышащими детьми.

- ЧТЕНИЕ СЛЫШАЩИХ - это деятельность, производная от устной речи, предполагающая преобразование графических символов (букв) в речевые звуки.

- Для глухого ребёнка ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ СЛОВА - 1-й этап знакомства с языком. У многих и в дальнейшем при восприятии речи ведущими остаются зрительные и речедвигательные компоненты, за счёт которых и совершается компенсация недостаточности слухового восприятия.

В последнее время большое внимание стали уделять в развитии у глухих детей ОСТАТОЧНОГО СЛУХА. На базе остаточного слуха создаётся СЛУХОЗРИТЕЛЬНАЯ ОСНОВА восприятия устной речи у глухих. Для успешного создания слухозрительной основы восприятия речи важную роль играют следующие моменты:

 

1) У многих глухих имеется СЛУХОВОЙ РЕЗЕРВ, т.е. потенциальная возможность восприятия тех или иных элементов, составляющих фонетическую структуру речи. Это позволяет им распознать при необходимом усилении звука хорошо знакомые слова, и даже фразы; доступными восприятию могут стать ритмический контур слов и некоторые компоненты интонации.

 

2) Необходимо учитывать избыточность акустической структуры речи. ИЗБЫТОЧНОСТЬ АКУСТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ обеспечивается сочетанием составляющих её компонентов - динамического, темпорального, мелодического. Избыточность акустической структуры речи служит важной предпосылкой надёжности её восприятия.

 

3) Восприятие речи в затруднённых условиях (слушание, чтение с губ, чтение) вызывает активизацию моторного отдела речевой системы. В процессе упражнений неполноценность акустических образов стимулирует КОМПЕНСАТОРНОЕ ПРОГОВАРИВАНИЕ СЛОВ. Это ведёт к укреплению СЛУХОКИНЕСТЕТИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, благодаря чему оказывается достаточным даже фрагментарного восприятия звуковой структуры слова. Затруднённые условия восприятия речи с помощью остаточного слуха в результате тренировки приводят к повышению встречной активности, в выраженной в ВЕРОЯТНОСТНОМ ПРОГНОЗИРОВАНИИ речевой информации и её переработки на основе речевого и внеречевого контекста.

 

4) Важным условием развития речевого слуха является создание СЛУХОРЕЧЕВОЙ СРЕДЫ, предусматривающей постоянное восприятие глухим ребёнком речи окружающих при помощи звукоусиливающей аппаратуры. (индивидуальные слуховые аппараты и стационарные устройства). При этом формируются и совершенствуются функциональные связи между слуховыми, зрительными и кинестетическими раздражениями, возникающими при восприятии и воспроизведении глухими детьми слов. Тем самым создаётся ПОЛИСЕНСОРНАЯ ОСНОВА для формирования устной речи глухих детей.

 

Следующая особенность овладения речью, выделенная Ж.И.Шиф, - РАЗНЫЙ ПОРЯДОК АНАЛИЗА РЕЧЕВОГО МАТЕРИАЛА. Овладевая речью, слышащий ребёнок схватывает фонематический образ слова, практически членит его на слоги, затем на морфемы, потом на «азбучные звуки». Умение выделять слово из речевого потока появляется гораздо позднее, чем умение говорить, и позднее - при обучении грамоте - происходит точный фонематический анализ состава слов. У ГЛУХИХ ДЕТЕЙ - последовательность ИНАЯ. Зрительное восприятие написанных слов даёт им сведения о буквенном составе слова, которые закрепляются при обучении произношению звуков. Слоговой структурой слова глухие дети овладевают позднее, чем буквенным его составом, уже в процессе усвоения устной речи. При этом происходит перестройка отношений речедвигательных компонентов и зрительного восприятия. Осуществляется она медленно, поскольку в речевом опыте многих глухих детей зрительный образ слова длительно доминирует над медленнее формирующимся двигательным его образом.

Характерной особенностью формирования речи у глухих детей являются трудности, которые они испытывают при овладении ГРАММАТИЧЕСКИМИ ПРЕОБРАЗОВАНИЯМИ и которые обусловлены иными сенсорными основами овладения речью. Звучащее слово воспринимается на слух как единое целое, В СЛУЧАЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ - оно часто начинает звучать по-другому (например, меняется ударение). Начиная пользоваться речью, он должен обдумывать какие слова применить, чтобы выразить свою мысль.

Своеобразны и неблагоприятны у глухих по сравнению со слышащими УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ.

Если исходить из представления о структуре нарушения, то чем ближе вторичные отклонения к первичному нарушению, тем труднее осуществляется их коррекция.

ПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ СТОРОНА РЕЧИ находится в наиболее тесной зависимости от нарушений слуха, поэтому её формирование оказывается наиболее трудным. Кроме того, речевое общение глухих остаётся ОГРАНИЧЕННЫМ даже при наилучшей организации обучения.

По мнению Шиф Ж.И., основное своеобразие речи глухих учеников младших классов заключается в том, что в своих высказываниях они оперируют конкретными образами, а не понятиями, овладение которыми возможно лишь на основе более или менее РАЗВИТОГО ЯЗЫКОВОГО ОБОБЩЕНИЯ.

Уточнение значений слов происходит у глухих детей по мере накопления словарного запаса. По мере овладения речью глухие дети усваивают всё более точное обобщённое значение слов, приобретают способность адекватно оперировать отвлечёнными понятиями.

У глухих детей наблюдаются большие трудности при усвоении ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ ЯЗЫКА - как в случае необходимости грамматически правильно оформить свои мысли, так и в случае понимания грамматических конструкций в речи окружающих людей.

На разных стадиях овладения речью характер ошибок различен.

- НА РАННИХ ЭТАПАХ глухие дети нередко не различают части речи и не всегда правильно ими пользуются, с трудом овладевают местоимениями и предлогами, неправильно используют суффиксы; затрудняются в использовании окончаний существительных при падежном изменении прилагательных («интереснов» вместо интересных).

В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ количество грубых ошибок уменьшается, но сохраняются ошибки, связанные с познанием тонких различительных признаков системы языка (различение категории рода, числа, одушевлённости, правильное использование падежных форм).

Своеобразие грамматических изменений слов сглаживается по мере обучения их речи и развития мышления. По мере того как глухие дети учатся различать названия предметов и названия свойств по их морфологическим признакам, учатся различать и правильно употреблять разные грамматические категории в системе языка, у них возникают иные возможности обобщения и абстракции.

Таким образом, при овладении словесной речью глухие дети испытывают целый ряд трудностей, связанных с особенностями усвоения словарного состава языка, грамматического строя, речедвигательных навыков. Всё это ОБЕДНЯЕТ их познавательную деятельность, хотя ПРЕДПОСЫЛКИ ЕЁ РАЗВИТИЯ СОХРАННЫ. Чем раньше глухого ребёнка начинают обучать словесной речи, тем в большей степени будут использованы предпосылки развития познания, тем лучше такой ребёнок будет усваивать словесную речь.

 

2) В процессе обучения глухие овладевают ДАКТИЛЬНОЙ РЕЧЬЮ - это своеобразная кинетическая форма словесной речи, построенная на движении пальцев рук в воздухе. Движения рук обозначают буквы алфавита национального языка.

Общаясь при помощи ДАКТИЛЬНОЙ РЕЧИ, разговаривающие следуют правилам письменной речи. Если по количеству составляющих элементов дактильная форма речи отражает ПИСЬМЕННУЮ, то по функции аналогична УСТНОЙ РЕЧИ, т.к. основная её функция - служить непосредственному общению глухих.

В современной отечественной системе обучения глухих детей дактильная речь используется начиная с дошкольного возраста и служит вспомогательным средством при формировании словесной речи.

Дактилирование облегчает слухозрительное восприятие речи, особенно при восприятии тех звуков, которые плохо считываются с губ (К, Г, Х).

 

3) ЖЕСТОВАЯ РЕЧЬ - служит своеобразной компенсацией отсутствующей словесной речи, является средством, позволяющим глухому общаться с окружающими людьми.