Антидискриминационная теория и культурная и этническая чуткость как альтернативные перспективы

Источниками конкуренции между антидискриминационным и этнокуль­турным подходами являются:

■ акцент на структурном объяснении антидискриминационной теории;

■ акцент на культурных и социальных включениях в теорию чуткости.

Рассматриваемые перспективы включают оба элемента, однако структур­ные объяснения затрудняют стратегии включения и стимулирования активно­сти клиента, на которых фокусируется теория этнокультурной чуткости. Ан­тирасистская практика, в противоположность мультикультурным перспекти­вам, согласно Найк (1991, 51) «уделяет внимание структурному неравенству в обществе» (выделено авт.) ... [включая] динамику расы, экономики и поли­тической власти». Источником британского антирасистского структуралист­ского акцентирования власти является структуралистская позиция, рассмат­риваемая в главе 10. Сензитивная (этнокультурная) практика способствует осо­знанию и принятию структурных объяснений, ведущих к стимулированию активности клиента, но не отдает им приоритетного значения при адаптации практики к социальной трансформации. Британские авторы (например. Си-ванандан, 1991; Хазбенд, 1991; Мулард, 1991) отрицают плюралистические перспективы и связывают антирасизм с социалистическими политическими целями. Другие авторы (Ахмад, 1991) высказывают мнение о несостоятель­ности классовой радикальной структуралистской теории при реагировании на перспективы темнокожих, в особенности женщин. Синх (1992), определяя взгляды на перспективы темнокожего населения, а также Эли и Денней (1987) считают, что теоретическое развитие направлено в сторону структуралист­ской, а возможно, и связанной с перспективами темнокожего населения, позиции.

Этническая и культурная чуткость и мультикультурные перспективы рас­сматриваются как обоснованная альтернатива. Они также могут быть аспектом социальной работы в комплексе, с терапией, поскольку культурные и этни­ческие вопросы зачастую являются важными проблемами, с которыми стал­киваются клиенты (Ганзер и Орнштэйн, 2002). В докладах американских ис­следователей об антирасизме (например, Пиндерхьюз, 1988, 1989) также при­дается большое значение власти, но она рассматривается с точки зрения меж­личностных действий и влияния на поведение и опыт. Дитп (2000) обсуждает клиническую практику, которая изучает воздействие угнетения и работает над активизацией жизненных сил, а также над личностным, социальным и политическим контекстами.

Другим аспектом этнокультурного подхода яатяется усиление внимания к различным культурным выражениям духовности (см. гл. 9). Гоулд (1995) счита­ет, что следует развивать мультикультурализм как основу для интеграции межкультурного мышления.


Перспективы темнокожего населения предлагают более эмпирическое и политическое понимание опыта этой группы. Следует сосредоточиться на осо­знании и работе с различными видами власти и ценностными возможностями. Это поможет реализовать перспективы темнокожего населения, особенно обес­печить их участие, влияние и контроль в сфере обслуживания и отношений. Перспективы темнокожего населения связаны с жизненными перспективами людей с ограниченными возможностями, а также с некоторыми аспектами нормализации и перспективами обычной жизни. Все это дает возможность изучить перспективы притесняемых групп и понять их взгляды и опыт. Это является основой деятельности социальных работников и способствует вовле­чению членов таких групп в управление социальными службами и их разви­тие.

Дэлримпл и Берк (1995), работа которых будет рассматриваться далее по­дробно, предлагают формы практики сопротивления угнетению, полагающейся на структуралистский анализ власти и стимулирующей активность клиента. Такой подход показывает, что власть не должна приравниваться к контролю, но может широко использоваться группами, не имеющими к ней доступа. Структуралисты считают, что подобные взгляды не могут концентрироваться на неравенстве применительно к власти. Фук (1993, 17), например, критикует стимулирование собственной активности клиента за отсутствие необходимос­ти в получении информации или активно осуществляемое структурное при­теснение.