Антидискриминационная теория и культурная и этническая чуткость как альтернативные перспективы
Источниками конкуренции между антидискриминационным и этнокультурным подходами являются:
■ акцент на структурном объяснении антидискриминационной теории;
■ акцент на культурных и социальных включениях в теорию чуткости.
Рассматриваемые перспективы включают оба элемента, однако структурные объяснения затрудняют стратегии включения и стимулирования активности клиента, на которых фокусируется теория этнокультурной чуткости. Антирасистская практика, в противоположность мультикультурным перспективам, согласно Найк (1991, 51) «уделяет внимание структурному неравенству в обществе» (выделено авт.) ... [включая] динамику расы, экономики и политической власти». Источником британского антирасистского структуралистского акцентирования власти является структуралистская позиция, рассматриваемая в главе 10. Сензитивная (этнокультурная) практика способствует осознанию и принятию структурных объяснений, ведущих к стимулированию активности клиента, но не отдает им приоритетного значения при адаптации практики к социальной трансформации. Британские авторы (например. Си-ванандан, 1991; Хазбенд, 1991; Мулард, 1991) отрицают плюралистические перспективы и связывают антирасизм с социалистическими политическими целями. Другие авторы (Ахмад, 1991) высказывают мнение о несостоятельности классовой радикальной структуралистской теории при реагировании на перспективы темнокожих, в особенности женщин. Синх (1992), определяя взгляды на перспективы темнокожего населения, а также Эли и Денней (1987) считают, что теоретическое развитие направлено в сторону структуралистской, а возможно, и связанной с перспективами темнокожего населения, позиции.
Этническая и культурная чуткость и мультикультурные перспективы рассматриваются как обоснованная альтернатива. Они также могут быть аспектом социальной работы в комплексе, с терапией, поскольку культурные и этнические вопросы зачастую являются важными проблемами, с которыми сталкиваются клиенты (Ганзер и Орнштэйн, 2002). В докладах американских исследователей об антирасизме (например, Пиндерхьюз, 1988, 1989) также придается большое значение власти, но она рассматривается с точки зрения межличностных действий и влияния на поведение и опыт. Дитп (2000) обсуждает клиническую практику, которая изучает воздействие угнетения и работает над активизацией жизненных сил, а также над личностным, социальным и политическим контекстами.
Другим аспектом этнокультурного подхода яатяется усиление внимания к различным культурным выражениям духовности (см. гл. 9). Гоулд (1995) считает, что следует развивать мультикультурализм как основу для интеграции межкультурного мышления.
Перспективы темнокожего населения предлагают более эмпирическое и политическое понимание опыта этой группы. Следует сосредоточиться на осознании и работе с различными видами власти и ценностными возможностями. Это поможет реализовать перспективы темнокожего населения, особенно обеспечить их участие, влияние и контроль в сфере обслуживания и отношений. Перспективы темнокожего населения связаны с жизненными перспективами людей с ограниченными возможностями, а также с некоторыми аспектами нормализации и перспективами обычной жизни. Все это дает возможность изучить перспективы притесняемых групп и понять их взгляды и опыт. Это является основой деятельности социальных работников и способствует вовлечению членов таких групп в управление социальными службами и их развитие.
Дэлримпл и Берк (1995), работа которых будет рассматриваться далее подробно, предлагают формы практики сопротивления угнетению, полагающейся на структуралистский анализ власти и стимулирующей активность клиента. Такой подход показывает, что власть не должна приравниваться к контролю, но может широко использоваться группами, не имеющими к ней доступа. Структуралисты считают, что подобные взгляды не могут концентрироваться на неравенстве применительно к власти. Фук (1993, 17), например, критикует стимулирование собственной активности клиента за отсутствие необходимости в получении информации или активно осуществляемое структурное притеснение.