АИТ бюджетного процесса федерального уровня

В конце 1998 г. была принята концепция информатизации Мини­стерства финансов РФ (теперь Федеральная служба финансово-бюд­жетного надзора РФ), предусматривающая функционирование АИС «Финансы», реализующей на федеральном уровне следующие техно­логические процессы [3]:

• расчет вариантов проекта бюджета, учет изменений и состав­ление уточненного плана расходов ФБ;

• свод проекта расходов ФБ на социально-культурную сферу и науку, свод уточненных годовых и квартальных планов по бюджетам субъектов РФ, свод проекта расходов ФБ на основе заявок министерств и ведомств;

• расчет сумм пособий на детей по регионам;

• обработка и анализ статистической информации по промыш­ленному комплексу, легкой промышленности, сфере услуг, пред­принимательству, торговым предприятиям и организациям;

• свод годовых отчетов о расходах на содержание управленче­ского персонала и служебных легковых автомобилей по учреж­дениям и организациям, состоящим на бюджетном финанси­ровании;

• анализ данных по возврату бюджетных ссуд и уплате процен­тов по статье «Неналоговые доходы»;

. ведение реестра ценных бумаг, владельцев крупных ценных бумаг, реестра архивных дел и информационных институтов.

Объединение этих технологических процессов по их функциональ­ному назначению представляют функциональные подсистемы (ФП) АИС «Финансы», важнейшие из которых приведены на рис. 11.5.

ФП «Бюджетный процесс» реализует планирование и прогнози­рование показателей по статьям бюджета на предстоящий год, под­готовку бюджетных статей к рассмотрению и утверждению, обеспе­чивает текущее слежение за выполнением бюджетных показателей, формирует отчетные регистры об исполнении ФБ и КБ.

ФП «Доходная часть бюджета» обеспечивает расчеты плани­руемых и прогнозируемых показателей доходной части бюджетов на всех уровнях управления, бухгалтерский учет доходов с выявлением возможных возвратов и зачетов переплат налогов в бюджет, форми­рование отчетов о кассовом исполнении бюджетов и др.

ФП «Расходная часть бюджета» реализует комплекс задач по исполнению ФБ и распределению в установленных пропорциях до­ходов между ФБ и бюджетами субъектов РФ. Подсистема сопостав­ляет операции бухгалтерского учета со всеми государственными феде­ральными ресурсами, обеспечивая информационное сопровождение этих процессов, и создает возможность осуществления оперативной проверки соответствия каждой операции конкретному бюджетному ассигнованию.

Рис. 11.5. Важнейшие функциональные подсистемы АИС «Финансы»

 

ФП «Государственное кредитование» реализует решение задач по планированию государственного долга с учетом операций по его погашению и обеспечивает информационное сопровождение про­блем, связанных с эмиссией ценных бумаг, разработкой валютно- кредитной политики и кредитных отношений и т.д.

ФП «Финансовый контроль бюджета» автоматизирует процессы, связанные с информационно-аналитической экспертизой и оцен­кой подготавливаемых и принимаемых решений в области финан­сово-бюджетной деятельности, реализует контроль за расходованием рублевых и валютных финансовых ресурсов с проверкой соблюде­ния финансовой дисциплины.

ФП «Финансирование отраслей народного хозяйства» отвечает за планирование финансовых показателей на следующий бюджетный период, обеспечивая учет выделенных средств по отраслям народного хозяйства (социальное обеспечение, здравоохранение и физическая культура, государственный аппарат, оборонный комплекс, легкая промышленность и т.п.), формирует сводные отчеты для анализа по истекшему финансовому году и подготовке рекомендаций на пред­стоящий бюджетный год.

Отдельные функциональные компоненты подсистемы АИС «Финансы» являются составными компонентами интегрированной информационной системы, отражающей целостную картину общей финансовой обстановки в стране, обеспечивающей ее комплексный анализ, помогающей в подготовке прогнозных оценок и поддержи­вающей процессы коллективного и индивидуального принятия ре­шений. Связь функциональных компонентов осуществляется с по­мощью Единой телекоммуникационной сети (ЕТКС), основное на­значение которой заключается в обеспечении внутриведомственной связи между центральным аппаратом службы и ее территориальными органами с целью повышения качества, защищенности и скорости передачи информации, эффективности функционирования централь­ных и территориальных органов службы в условиях рыночной эко­номики и снижения расходов на информационное взаимодействие.

Более широкое назначение ЕТКС состоит в обеспечении меж­ведомственной связи между всеми объектами взаимодействия АИС «Финансы», включая администрацию Президента РФ, законода­тельные, исполнительные и судебные власти, другие учреждения и организации федерального, регионального и местного уровней [3].