Стадии, методы и организация создания ИС и ИТ

В современных условиях ИС, ИТ и АРМ, как правило, не соз­даются, как говорят, на пустом месте. В экономике, практически на всех уровнях управления и во всех экономических объектах, от ор­ганов регионального управления, финансово-кредитных организа­ций, предприятий, фирм до организаций торговли и сфер обслужи­вания, функционируют системы автоматизированной обработки информации. Однако переход к рыночным отношениям, возросшая в связи с этим потребность в своевременной, качественной, оператив­ной информации, оценка ее как важнейшего ресурса в управленческих процессах, а также последние достижения научно-технического про­гресса в области вычислительной и телекоммуникационной техники обострили необходимость перестройки функционирующих автома­тизированных информационных систем в экономике, создания ИС и ИТ на новой технической и технологической базах. Только новые технические и технологические условия — новые ИТ позволяют реализовывать столь необходимые в рыночных условиях принципи­ально новые подходы к организации управленческой деятельности, рассмотренные в п. 2.2.

Замена существующей ИТ определяется прежде всего необходи­мостью повышения качества, эффективности управленческой дея­тельности организации. Это достигается за счет внедрения как про­цессного подхода, так и систем управления качеством продукции и услуг, что требует, во-первых, кардинального перепроектирования функций АРМ, строгой увязки вновь вводимой структуры управле­ния организацией с архитектурой вычислительной сети и, во-вторых, создания организационно-технологического комплекса как ядра ав­томатизированной ИС управления экономическим объектом.

Первая организационно-технологическая проблема решается соз­данием ИС и ИТ, которые строятся и будут функционировать на базе процессного подхода, должны охватывать все аспекты деятельности организации и представлять ее в виде взаимосвязанных информаци­онных потоков. Использование распределенной технологии обработки и хранения данных позволяет реализовать территориальный принцип управления, причем расстояния между подразделениями не имеют значения, а следовательно, такая технология применима для крупных предприятий, фирм, корпораций, холдингов.

Вторая проблема решается созданием информационной техноло­гии, реализующей как информационно-накопительные функции (на­личие баз данных, баз знаний, хранилищ данных), так и передаточ­ные, интерфейсные функции, максимально удобного представления данных на этапе вывода результатов.

Решение приведенных проблем берут на себя консалтинговые фирмы и фирмы, создающие программные продукты и описание их применения. Эти фирмы на условиях договоров выполняют заказы по проектированию ИС и ИТ для заинтересованных организаций, где проводится весь необходимый комплекс работ по вводу новых ИТ.

Под технологией проектирования информационных систем (ИС) понимают упорядоченный в логической последовательности набор методических приемов, технических средств и проектировочных методов, направленных на реализацию общей концепции создания или доработки проекта системы и ее компонентов [52]. Осведом­ленность заказчиков (руководителей организаций, финансовых ме­неджеров) в вопросах стадийности ведения проектировочных работ, содержания, поэтапных результатах их выполнения позволяет за­казчику осознанно подходить к оценке формулируемых в договорах условий, заранее оговаривать включение наиболее желательных тех­нологических решений, избегать рисковых ситуаций в создании и вне­дрении новых информационных технологий. Охарактеризуем наибо­лее существенные особенности создания ИС и ИТ и порядок вы­полнения проектировочных работ.

В числе особенностей следует отметить широкие возможности и безусловную необходимость включения в технологию стандартных пакетов прикладных программ, наличие информационных связей с системами автоматизированного проектирования предназначенного на продажу продукта, применение инструментальных средств про­граммирования. Таким образом, для разработки ИС управления большое значение имеют качество и состав базы проектирования.

Элементарной базовой конструкцией технологической цепочки проектирования ИС и ее главного компонента ИТ является так на­зываемая технологическая операция — отдельное звено технологи­ческого процесса. Это понятие определяется на основе кибернети­ческого подхода к процессу разработки ИТ. Автоматизация данного процесса предопределяет необходимость формализации технологиче­ских операций, последовательного объединения их в технологиче­скую цепь взаимосвязанных проектных процедур и их изображение. Использование разработчиком такого методического приема позво­ляет сократить временные, трудовые, финансовые затраты на проек­тирование и модернизацию системы.

В условиях всеобщей и глобальной информатизации опреде­ляющим эффективность ИС экономических объектов (организа­ций) всех уровней и назначений является проектирование техноло­гий открытых систем. Для них характерны унифицированный об­мен данными между различными ПК, переносимость прикладных программ для взаимодействия с различными ИТ-платформами, на­личие удобных для всех категорий пользователей интерфейсов.

Основными нормативными документами, регламентирующими процесс создания любого проекта ИС и ИТ, являются международ­ные базовые и функциональные стандарты, отечественные ГОСТы и их комплексы на создание и документальное оформление инфор­мационных технологий, автоматизированных систем, программных средств, организации и обработки данных, а также другие докумен­ты по организации разработки, изготовлению и эксплуатации про­граммных и технических средств защиты информации от несанк­ционированного доступа в информационных системах и средствах вычислительной техники [13].

Особое значение для проектирования ИС и ИТ приобрел ГОСТ Р 9001—2001 (Системы менеджмента качества. Требования), который предлагает использовать процессный подход для описания деятельности организации с точки зрения процессов (или функций) и объектно-ориентированного метода в проектировании ИС и ИТ.

Любая автоматизированная ИС и технология в экономике, в процессе разработки и функционирования проходят четыре стадии жизненного цикла: предпроектную, проектирования, внедрения и эксплуатацию. Конечной целью проектирования является создание проекта ИТ и ИС управления, внедрение проекта в эксплуатацию и последующее функционирование системы.

Предпроектное обследование предметной области предусматрива­ет выявление всех характеристик объекта и управленческой дея­тельности в нем, потоков внутренних и внешних информационных связей, состава задач и специалистов, которые будут работать в но­вых технологических условиях, уровень их компьютерной и профес­сиональной подготовки как будущих пользователей системы.

Для успешной автоматизации управленческих работ всесторон­не изучаются пути прохождения информационных потоков как внут­ри предприятия, так и во внешней среде. Анализируется, класси­фицируется и группируется внутренняя и внешняя информация по источникам возникновения, рабочим местам исполнителей, эконо­мическим характеристикам, объему и назначению, выявляются и разрабатываются схемы движения и функционирования информа­ционных потоков, моделируются взаимосвязи элементов реальной управленческой деятельности внутри объекта и его поведение с пред­приятиями и организациями-смежниками.

Результаты предпроектного обследования сводятся в документы: техническое задание на проектирование (ТЗ) и технико-экономи- ческое обоснование (ТЭО). Если первый документ содержит полный перечень и описание подтвержденных пользователем (заказчиком) и подлежащих переводу на новую ИТ работ, то второй документ, кро­ме этого, включает смету затрат на их выполнение, уточненные сроки поэтапного и окончательного завершения проектировочных работ и ввода ИС и ИТ в эксплуатацию.

Следующая стадия — техническое и рабочее проектирование. На

этой стадии формируются проектные решения по функциональной и обеспечивающей частям ИС, включая ИТ, ИСФЗ и СППР, моде­лирование производственных, хозяйственных, финансовых ситуа­ций, осуществляется на основе постановок задач формирование блок-схем и программ их решения. Большое внимание уделяется проектированию информационного обеспечения. Подготавливаются классификаторы и носители данных, моделируется размещение ин­формации в базе данных, включая элементы входных, промежуточ­ных и выходных информационных составляющих, разрабатываются методы контроля и защиты данных.

Ответственной работой на стадии проектирования является со­ставление заданий на программирование модулей системы, проек­тирование АРМ исполнителей. На их основе разрабатываются про­граммные модули, отлаживается привязка программного обеспече­ния к комплексу технических средств АРМ специалистов, а также рассчитываются показатели предварительной оценки экономиче­ской и эргономической эффективности ИС и ИТ. Завершается ста­дия документальным оформлением технорабочего проекта, написа­нием инструкций по эксплуатации системы. Затем готовый техно- рабочий проект, после его одобрения заказчиком, сдается в опытную эксплуатацию.

Стадия внедрения ИС предполагает обучение всех категорий пользователей работе в новой технологической сфере, апробацию предложенных проектных решений в течение определенного перио­да, достаточного для освоения пользователями методики работы на новом АРМ специалиста, всестороннюю проверку в условиях, мак­симально приближенных к реальным, всех ветвей программ, вхо­дящих в комплекс, а также, в случае необходимости — окончатель­ную корректировку составляющих элементов ИС и ИТ. Апробация обеспечивающих и функциональных подсистем ИС производится в режиме реального времени и в условиях, близких к действительным производственным, хозяйственным и финансовым ситуациям.

Поскольку ИС и ИТ носят адаптивный характер, то для дости­жения приемлемого уровня адекватности моделей требуется неко­торое время, в течение которого система будет проходить период «самообучения». Поэтому длительность этапа опытного внедрения ИС в управленческую деятельность должна быть достаточной для завершения данного процесса, окончательной отладки и сдачи в эксплуатацию ИТ и ИС в целом, что закрепляется актом о вводе системы в действие.

После завершения этапа внедрения начинается стадия эксплуа­тации, т.е. живая работа системы в эксплуатационном режиме, ко­торый, однако, не исключает по мере надобности корректировок целевых функций и управляющих параметров включенных в нее за­дач. Возможность такого уточнения должна быть предусмотрена на этапе проектирования, являясь неотъемлемым свойством самой по­становки управленческих задач. В качестве дополнительной гаран­тии фирма-разработчик обычно предлагает заказчику сервисную ус- лугу — сопровождение своего программного обеспечения в процес­се функционирования, причем, новые более прогрессивные версии системы предоставляются, как правило, по льготным расценкам.

Помимо выполнения принципа адаптивности созданная техно­логия должна удовлетворять и классическим условиям проектиро­вания любой информационной системы: функциональной полноте, своевременности предоставления данных, технической надежности и информационной достоверности, эргономической рациональности и экономической эффективности. В отношении классификации ИС автоматизации управления может рассматриваться и как информа­ционно-советующая.

При создании сложных открытых социально-экономических сис­тем, работы по проектированию, безусловно, многократно услож­няются. Возникает необходимость создавать модель соответствия организационного поведения организации (компании), как системы открытой, поддерживающей благоприятные отношения с внешним окружением. Основная ответственность, сложность и трудоемкость работ ложится на предпроектное обследование, где изучению и ана­лизу всех аспектов функционирования, как действующей, так и вновь создаваемой системы управления, например компании, должно быть уделено основное внимание. Такая работа обычно включает: определение будущего состояния компании — формулируются цели, описывается «образ» будущей компании, ведется разработка биз­нес-модели компании и системы согласованных бизнес-процессов для достижения сформулированных целей (моделирование работ, структур для их выполнения, спецификация работ, инструкций, коммуникаций и т.п.); разработку системы управления и оценок, механизма принятия решений, системы показателей оценки и кон­троля; разработку системы ценностей и убеждений сотрудников и механизмов их формирования; диагностику и анализ текущего состоя­ния организации управленческих процессов в компании; окончатель­ное формирование целей для осуществления перехода от сущест­вующей к вновь создаваемой системе управления на базе новых ме­тодических подходов и ИТ.

Проведенный тщательный анализ позволит перейти к последую­щему моделированию бизнес-процессов, необходимому для эффек­тивного внедрения ИТ-решений. В связи с тем, что любая промыш­ленная ERP-система предлагает множество модулей для внедрения (планирование продаж, планирование производства, управление за­пасами, финансовый модуль и т.п.), то выбранная в качестве ядра будущего решения ИТ-платформа позволит связать в единый ком­плекс существующие программные приложения, осуществить пере­ход от старых компонент к модулям новой системы, а также оста­вить ее открытой для дальнейшей интеграции новых приложений. Безусловно, создание и функционирование такой системы — про­цесс итерационный и потребует постоянной корректировки, обнов­ления, поэтому организация (компания) должна располагать ресур­сами: информацией, квалифицированным персоналом, инструмен­тарием (методика, программное обеспечение и др.).

Охарактеризовав содержание работ при создании И С и ИТ, нельзя не остановиться на наиболее распространенных в настоящее время методах ведения проектировочных работ.

Поиск рациональных путей проектирования ведется по следую­щим направлениям: разработка типовых проектных решений, зафик­сированных в пакетах прикладных программ (ППП) решения эко­номических задач, с последующей привязкой ППП к конкретным условиям внедрения и функционирования; разработка автоматизи­рованных систем проектирования.

Рассмотрим первый из путей, т.е. возможности использования типовых проектных решений, включенных в пакеты прикладных программ.

Наиболее эффективно информатизации поддаются следующие виды деятельности: бухгалтерский учет, включая управленческий и финансовый; справочное и информационное обслуживание эконо­мической деятельности; организация труда руководителя; автомати­зация документооборота; экономическая и финансовая деятельность, обучение.

Наибольшее число ППП создано для бухгалтерского учета. Среди них можно отметить «1С: Бухгалтерия», «Турбо-Бухгалтер», «Инфо- Бухгалтер», «Парус», «ABACUS», «Бэмби+» и др.

Справочное и информационное обеспечение управленческой деятельности представлено следующими ППП: «Гарант» (налоги, бухучет, аудит, предпринимательство, банковское дело, валютное регулирование, таможенный контроль); «КонсультантПлюс» (нало­ги, бухучет, аудит, предпринимательство, банковское дело, валютное регулирование, таможенный контроль).

Экономическая и финансовая деятельность представлена сле­дующими ППП:

«Экономический анализ и прогноз деятельности фирмы, орга­низации» (фирма «ИНЕК»), реализующий следующие функции: экономический анализ деятельности фирмы, предприятия; состав­ление бизнес-планов; технико-экономическое обоснование возврата кредитов; анализ и отбор вариантов деятельности; прогноз баланса, потоков денежных средств и готовой продукции;

Многопользовательский сетевой комплекс полной автоматиза­ции корпорации «Галактика» (АО «Новый атлант»), который вклю­чает такие важные контуры управления как планирование, опера­тивное управление, учет и контроль, анализ, а для принятия реше­ний — позволяет в рамках СППР обеспечивать решение задач биз- нес-планирования с использованием ППП Project-Expert.

В условиях конкуренции, вполне очевидно, выигрывают те предприятия, чьи стратегии в бизнесе объединяются со стратегиями в области информационных технологий. Поэтому реальной альтер­нативой варианту выбора единственного пакета является подбор некоторого, набора пакетов различных поставщиков, наилучшим образом удовлетворяющих той или иной функции ИС управления (подход mix-and-match). Такой подход смягчает некоторые пробле­мы при внедрении и привязке программных средств, а ИТ оказыва­ется максимально приближенной к функциям конкретной индиви­дуальности предметной области.

В последнее время все большее число организаций, предпри­ятий, фирм предпочитает покупать готовые пакеты и технологии, а если необходимо, добавлять к ним свое программное обеспечение, так как разработка собственных ИС и ИТ связана с высокими за­тратами и риском. Эта тенденция привела к тому, что поставщики систем изменили ранее существовавший способ выхода на рынок. Как правило, разрабатывается и предлагается теперь базовая система ИТ-платформа, которая адаптируется в соответствии с пожеланиями индивидуальных клиентов. При этом пользователям предоставляют­ся консультации, помогающие минимизировать сроки внедрения систем и технологий, наиболее аффективно их использовать, повы­сить квалификацию персонала.

Автоматизированные системы проектирования — второй, быст- роразвивающийся путь ведения проектировочных работ.

В области автоматизации проектирования ИС и ИТ за последнее десятилетие сформировалось новое направление — CASE (Computer- Aided Software/System Engineering). Лавинообразное расширение об­ластей применения компьютеров, возрастающая сложность инфор­мационных систем, повышающиеся к ним требования, привели к необходимости индустриализации технологий их создания. Важное место в развитии технологий составили методики создания интегри­рованных инструментальных средств, базирующихся на концепциях жизненного цикла и управления качеством ИС и ИТ. Широкое рас­пространение получила методология разработки приложений RAD (Rapid Application Development), ускоряющая процесс создания сложных автоматизированных управленческих систем и поддержку их полного жизненного цикла или ряда его основных этапов. Даль­нейшее развитие работ в этом направлении привело к созданию ряда концептуально целостных, оснащенных высокоуровневыми средст­вами проектирования и реализации вариантов, доведенных по каче­ству и легкости тиражирования до уровня программных продуктов технологических систем, которые получили название CASE-систем или CASE-технологий [11, 12].

В настоящее время не существует общепринятого определения CASE. Содержание этого понятия обычно определяется перечнем задач, решаемых с помощью CASE, а также совокупностью приме­няемых методов и средств. CASE-технология представляет собой сово­купность методов анализа, проектирования, разработки и сопровож­дения ИС, поддерживаемую комплексом взаимосвязанных средств автоматизации. CASE — это инструментарий для системных анали­тиков, разработчиков и программистов, позволяющий автоматизи­ровать процесс проектирования и разработки ИС, прочно вошедший в практику создания и сопровождения ИС и ИТ. При этом CASE- системы используются не только как комплексные технологические конвейеры для производства ИС и ИТ, но и как мощный инстру­мент решения исследовательских и проектных задач, таких, как структурный анализ предметной области, спецификация проектов средствами языков программирования последнего поколения, вы­пуск проектной документации, тестирование реализации проектов, планирование и контроль разработок, моделирование деловых при­ложений с целью решения задач оперативного и стратегического планирования и управления ресурсами и т.п.

Основная цель CASE состоит в том, чтобы отделить проектиро­вание ИС и ИТ от ее кодирования и последующих этапов разработ­ки, а также максимально автоматизировать процессы разработки и функционирования систем.

При использовании CASE-технологий изменяется технология ве­дения проектировочных работ на всех этапах жизненного цикла ИС и ИТ, при этом наибольшие изменения касаются этапов анализа и проектирования. В большинстве современных CASE-систем приме­няются методологии структурного анализа и проектирования.

Основу такой методологии составляет принцип декомпозиции системы с выделением функциональных подсистем, комплексов за­дач и задач для анализа отношений между данными и последующе­го моделирования информационных и вычислительных процессов. Работы по анализу и проектированию системных приложений стро­ятся на применении соответствующих функциональных диаграмм и моделей SADT (Structured Analysis Design Technique), составлении диаграмм потоков данных DFD (Data Flow Diagrams), диаграмм «сущность — связь» ERD (Entity — Relationship Diagrams) для соз­дания баз данных, диаграмм описания переходов состояний STD (State Transition Diagrams). Построенные в ходе анализа деятельно­сти организации модели на стадии проектирования расширяются, уточняются, дополняются диаграммами, отражающими структуру программного обеспечения, в частности его архитектуру, структур­ные схемы, экранные формы и т.п. Особое значение в настоящее время при анализе и проектировании документопотоков приобрел DFD-метод, позволяющий, применяя условные обозначения, стро­ить диаграммы процессов и потоков данных, представлять их в виде иерархической сети. Главная цель таких средств — возможность отразить как каждый процесс преобразует свои входные данные в выходные, а также выявить отношения между этими процессами. Удобством метода является И то, что анализируемые процессы с использованием DFD-диаграмм могут быть описаны, а каждая мо­дель — снабжена спецификацией.

Пример построения DFD-диаграммы приведен на рис. 2.6. На нем отображен фрагмент контекстной диаграммы с показом пото­ков информации (стрелки), взаимосвязанных работ («тестирование изделия», «Выработка рекомендаций»), хранилища данных и внеш­ней сущности (вход в систему и (или) выход из системы «Эксперты»), представляющих собой элементы системы обработки информации в конкретной предметной области.

Рис. 2.6. Пример диаграммы DFD

 

CASE-технологии успешно применяются для построения прак­тически всех типов ИС, однако устойчивое положение они зани­мают в области обеспечения разработки деловых и коммерческих ИС. Широкое применение CASE-технологий обусловлено массово­стью этой прикладной области, в которой CASE применяется не только для разработки ИС, но и для создания моделей систем, по­могающих коммерческим структурам решать задачи стратегического планирования, управления финансами, определения политики фирм, обучения персонала и др.

CASE — не революция в автоматизации проектирования ИС, а результат естественного эволюционного развития всей отрасли средств, называемых инструментальными или технологическими. Одним из их ключевых признаков является поддержка методологий структур­ного системного анализа и проектирования.

С самого начала CASE-технологии развивались с целью преодо­ления ограничений при использовании структурных методологий проектирования 1960—1970-х годов (сложности понимания особен­ностей предметных областей для последующего проектирования, большой трудоемкости и стоимости разработки проектных реше­ний, трудностей внесения изменений в проектные спецификации и т.д.) за счет их автоматизации и интеграции поддерживающих средств. Таким образом, CASE-технологии не могут считаться са­мостоятельными методологиями, они только развивают структур­ные методологии и делают более эффективными их применение за счет автоматизации.

Помимо автоматизации структурных методологий и как следст­вие возможности применения современных методов системной и программной инженерии CASE обладают следующими основными достоинствами:

• улучшают качество создаваемых ИС (ИТ) за счет средств ав­томатического контроля (прежде всего, контроля проекта);

• позволяют за короткое время создавать прототип будущей ИС (ИТ), что дает возможность на ранних этапах оценить ожидае­мый результат;

• ускоряют процесс проектирования и разработки системы;

• освобождают разработчика от рутинной работы, позволяя ему целиком сосредоточиться на творческой части проектирования;

• поддерживают развитие и сопровождение уже функциони­рующей ИС (ИТ);

• поддерживают технологии повторного использования компо­нентов разработки.

Большинство CASE-средств основано на научном подходе, по­лучившем название «методология/метод/нотация/средство». Мето­дология формулирует руководящие указания для оценки и выбора проекта разрабатываемой ИС, шаги работы и их последовательность, а также правила применения и назначения методов.

К настоящему моменту CASE-технология оформилась в самостоя­тельное наукоемкое направление, повлекшее за собой образование мощной CASE-индустрии, объединившей сотни фирм и компаний различной ориентации. Среди них выделяются компании — разра­ботчики средств анализа и проектирования ИС и ИТ с широкой се­тью дистрибьюторских и дилерских фирм, фирмы — разработчики специальных средстй с ориентацией на узкие Предметные области или на отдельные этапы жизненного цикла ИС, обучающие фирмы, организующие семинары и курсы подготовки специалистов, консал­тинговые фирмы, оказывающие практическую помощь при йсполь- зовании CASE-пакетов для разработки конкретных ИС; фирмы, специализирующиеся на выпуске периодических журналов и бюл­летеней по CASE-технологиям.

Практически ни один серьезный зарубежный проект ИС и ИТ не осуществляется в настоящее время без использования CASE-средств.

Остановимся на рассмотрении сложившейся практики в органи­зации проектировочных работ при создании ИС и ИТ [28, 52].

Переход экономики страны на рыночные отношения привел к тому, что в области проектирования ИС появился самостоятельный рынок услуг. Он охватывает работы по проектированию, покупке и установке вычислительной техники, разработке локальных сетей, прокладке сетевого оборудования и обучению пользователей. Компа­нии, предоставляющие такие услуги, получили название системных интеграторов. Следует отметить, что этот термин имеет два толко­вания [52]. Под термином «системный интегратор» понимаются как компании, специализирующиеся на сетевых и телекоммуникацион­ных решениях (сетевые интеграторы), имеющие сеть своих продав­цов, так и компании — программные интеграторы. Другая трактовка понятия компании «системный интегратор» закрепляет за компани­ей комплексное решение задач заказчика при проектировании ИС. При этом имеется в виду, что заказчик полностью доверяет деталь­ную проработку и реализацию проекта системному интегратору, ос­тавляя за собой лишь определение исходных данных и задач, которые должна решать реализуемая ИС. В этом случае компания выполняет, как правило, следующий набор функций: продажу (дистрибьюция, поставка для проектов) аппаратного и программного обеспечения, консалтинг, проектные работы, сервис, техническую поддержку, а также обучение.

По структуре и выполняемым функциям выделяют следующие группы фирм системных интеграторов: малые фирмы с числом со­трудников до 50 человек, представляющие собой компании, специа­лизирующиеся на интеграции программного обеспечения и аппарат­ных средств нескольких бизнес-партнеров; средние фирмы с числом сотрудников до 100 и крупные фирмы-интеграторы с числом сотруд­ников свыше 100 человек. Последние предлагают клиенту широкий спектр решений, основанных на оборудовании большого числа ве­дущих зарубежных производителей. В таких компаниях созданы от­делы разработки программных продуктов, предлагаются услуги по консалтингу и обучению специалистов в созданных для этого учеб­ных центрах.

Специалисты фирм-интеграторов предоставляют услуги по раз­работке и внедрению офисных и корпоративных сетей, многоуров­невых систем хранения информации, систем управления техноло­гическими процессами, корпоративных автоматизированных систем для крупных химических комбинатов, нефтегазовых компаний, ме­таллургических заводов и т.п.

Участие системного интегратора на всех этапах процесса проек­тирования дает возможность создавать более эффективные инфор­мационные системы. Так, в самом начале проекта формируется консультационная группа для проведения предпроектных исследо­ваний. Тесное сотрудничество с производителями позволяет пред­лагать проектные решения на базе технологий и оборудования, ко­торые появятся на рынке через год или два, т.е. предлагаются наи­более современные решения, которые морально не устареют к тому моменту, когда будет спроектирована и запущена ИС.

Фирмы-интеграторы создают, как правило, дилерскую сеть пред­ставительств в ряде городов России и в странах СНГ. При этом ком­пании осуществляют техническую и информационную поддержку своих дилеров, проводя совместные семинары и презентации, регу­лярно рассылая им информационно-рекламные материалы о новых продуктах и перспективных технологиях, осуществляют совместное участие в крупных региональных проектах.

Ряд компаний-интеграторов, например компания «Анкей», пред­ставляют собой холдинговую структуру, включающую в себя четыре самостоятельные предприятия: «Анкей/Информационные системы)» (разработка программных приложений), «Анкей/Центр технической поддержки» (построение сети), «Анкей/Сетевое и компьютерное оборудование» (поставка оборудования), «Анкей/Консалтинг». Та­кая структура компании позволяет ей гибко реагировать на потреб­ности рынка.

Другим вариантом организации создания ИС и ИТ является вы­полнение проектов от консалтинга до создания прикладной системы, т.е. заказчику сдается готовая к эксплуатации информационная сис­тема «под ключ» и допускается привлечение организаций и квали­фицированных специалистов в качестве партнеров для реализации некоторых составляющих проекта. Этот вариант носит название проектной интеграции. В основе практической реализации работы лежит умение находить составные части для решения комплексной задачи, распределять ответственность и составлять план-график ра­бот для того, чтобы задача была действительно решена. Проектная интеграция это интеграция существующих проектов, привлечение и использование нужных ресурсов [52 ].

Проектный интегратор отличается от системного интегратора тем, что, во-первых, максимально активно использует аутсорсинг и, во-вторых, делает это максимально эффективно, с минимальными затратами, так, чтобы проект начал работать в реальном времени и как можно быстрее дал экономический эффект.

Если системный интегратор создает новые информационные системы, то проектный — совершенствует работу ИС путем поиска на рынке уже существующих, внедренных решений и объединения их. Возникающие при этом частные проблемы, дабы не отвлекать средства на предпроектное обследование, проектный интегратор решает, опираясь на сотрудников отдела автоматизации заказчика. В консультациях с заказчиком выделяются и снимаются проблемы, осуществляется поиск и выбор нужных решений, после чего про­ектный интегратор связывается с теми, кто внедрил такое решение, и оформляет технико-экономическое обоснование. Результатом дея­тельности проектной интеграции является подготовленный в сжатые сроки и внедренный продукт, состоящий из разработок фирмы — проектного интегратора и выполненных с учетом пожеланий отдела автоматизации организации-заказчика без затрат на предпроектное обследование разработок субподрядчика.