Регулирующая роль государства в развитии рыночной экономики

 

Рыночная экономика представляет собой сложную, многокомпонентную систему, для которой очень существенной характерной чертой является самоорганизация. Эта черта получила впервые свое социально-экономическое объяснение в предложенной А. Смитомметафоре «невидимой руки». С точки зрения А. Смита человек, участвующий в экономической деятельности и руководствующийся своекорыстными побуждениями, невидимой рукой направляется к цели, которая вовсе не входила в его намерения Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится делать это.

 

Производители тех или иных товаров и услуг, равно как и потребители этих благ, тем или иным образом вливаются в гигантскую систему экономических взаимодействий и отношений, в которой действуют не зависящие от них экономические законы стоимости, ценообразования, динамики спроса и предложения. А действия этих законов, о которых люди чаще всего вовсе не задумываются, как некая всемогущая и невидимая рука, подталкивают их к поступкам в таких обстоятельствах, которые способны приводить к результатам, этими людьми вовсе не планируемым. В этом, собственно говоря, и состоит действие принципа самоорганизации, который реализуется в рыночной экономике как процесс и результат саморазвития и самонастройки экономической системы, стремящейся к динамически устойчивому состоянию. Действие этого принципа способно привести общество к оптимальному экономическому состоянию, но только в том случае, если на развитие рыночной экономики оказывает свое регулирующее воздействие государство.

Как подчеркивает выдающийся американский экономист П.Самуэльсон, в реальном мире ни одна экономика в действительности не соответствует тому идеальному миру, в котором всеми действиями руководит «невидимая рука».

Основным рычагом государственного регулирования экономики, согласно П.Самуэльсону, является система законов и правил, устанавливаемых государством для осуществления контроля над деятельностью предприятий. Существуют два основных его вида: 1) экономическое регулирование, которое оказывает воздействие на цены, условия вступления или уровень обслуживания в определенной отрасли (например, телекоммуникационные услуги, газо- и водоснабжение); 2) социальное регулирование, направленное на ослабление внешних эффектов, являющихся результатом деятельности отдельных предприятий (например, загрязнение воды и воздуха или создание условий, угрожающих здоровью и безопасности работников и потребителей).

При разнообразии возможных видов регулирующего воздействия на развитие рыночной экономики государство, согласно П. Самуэльсону, решает три основные экономические задачи, что способствует:

1) повышению эффективности путем поддержания конкурентной среды и ограничения монополий, а также сдерживания внешних неблагоприятных эффектов экономической деятельности (например, загрязнения окружающей среды) при одновременном создании общественных благ (развитие образования, здравоохранения и т.д.);

2) обеспечению справедливости, используя налоги и государственные программы для перераспределения доходов среди отдельных групп населения;

3) обеспечению экономической стабильности и экономического роста при одновременном снижении уровня безработицы и инфляции.

Самоорганизация, характерная для устойчиво развивающихся рыночных систем, дает серьезные сбои в условиях переходных социально-экономических процессов.

 

Государство выступает выразителем, гарантом и защитником общих национальных интересов. Но для этого необходимо иметь весьма значительные, в том числе и денежные, средства. Основным источником поступления в государственную казну финансовых средств являются налоги, представляющие собой обязательный взнос в бюджет (республиканский, областной и т.д.), осуществляемый юридическими (предприятиями, учреждениями и др.) и физическими лицами (налогоплательщиками) в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Каждый из нас является субъектом налогообложения и все мы обязаны оплатить нашу часть затрат на общественные блага – нужды национальной обороны, образования, здравоохранения, социальной защиты малоимущих, создание национальной метеорологической службы, благоустроенных магистралей в городе и между населенными пунктами и т.п. А все это регулируется государством путем разработки и реализации налоговой политики. Наконец, государство разрабатывает систему норм, принципов и правил, обеспечивающих социальные гарантии малоимущим слоям населения по поддержанию их нормального жизнеобеспечения, и осуществляет социальную защиту населения.

Важную регулирующую роль государства в развитии рыночной экономики обусловливают следующие причины.

Первая из этих причин коренится в самой сущности современной рыночной экономики, базирующейся на научно-технических достижениях и ориентирующейся на социальные приоритеты, реализовать которые без активной регулирующей роли государства не представляется возможным.

Вторая причина усиления регулирующей роли государства в развитии экономики заключается в том, что современная экономическая рыночная система, хотелось бы этого или нет основным субъектам хозяйствования, становится все более социально ориентированной, т.е. направленной не только на экономическую эффективность и экономический рост, но и на решение важнейших социальных проблем, связанных с ростом благосостояния различных групп населения.

Третья причина обусловлена расширившимися в последнее время масштабами антропогенной (в первую очередь техногенной) нагрузки на окружающую среду, порожденной растущими выбросами вредоносных отходов в атмосферу, водоемы, почвы и т.д.; снизить подобного рода негативные побочные эффекты экономической деятельности способно только государство, располагающее необходимыми для этого ресурсами и властными полномочиями.

Четвертая причина, обостряющая необходимость регулирующей роли государства в экономическом развитии общества, заключается в нарастающей общественной потребности законодательно-правового ограничения стремления крупного предпринимательства к обеспечению монополии на производство и продажу определенных видов товаров и услуг, в обеспечении государственными органами таких общественных потребностей, как поддержка фундаментальной науки, национальной системы безопасности, строительства автомагистралей и т.п.

Пятая причина, обусловливающая возрастание степени государственного вмешательства в социально-экономические процессы, состоит в необходимости уменьшения неоправданно сильного различия в доходах разных групп населения, в том числе и в богатых странах, которое становится источником социальных конфликтов и потрясений.

В системе «бизнес–государство», как справедливо отмечает О.С. Дейнека, элемент «бизнес» реализует функцию риска и прогресса, а элемент «государство» – функцию надежности и стабильности посредством регулирования и контроля. Дисбаланс между этими элементами может принимать две крайние формы. Сверхконтроль со стороны государства лишает экономику развивающего начала и приводит к стагнации, а бесконтрольность делает ее опасной, криминализированной, что в итоге приводит к разрушительным социоэкономическим процессам. Дело в том, что социальная природа бизнеса вне действия находящихся в руках государства противовесов (законы, нормы, налоги, финансовый контроль) такова, что главной его движущей силой является безостановочное и неудержимое стремление к прибыли. Чем большей прибыли достигает предприниматель, тем сильнее его стремление к ее получению, а это заставляет крупных воротил бизнеса нарушать существующие в обществе традиции, нормы, законы, ценности культуры и морали.

Во взаимодействии с миром бизнеса государство выполняет целый ряд регулятивных экономических функций.

Первая из таких функций заключается в том, что государство осуществляет защиту права собственности, создаваемой и приумножаемой гражданами за счет трудовых доходов от участия в общественном производстве, от ведения хозяйства и доходов от средств, инвестированных в создание и развитие предприятий, фирм и т.п., а также вложенных в банки и другие финансово-кредитные учреждения.

Вторая экономическая функция государства состоит в обеспечении свободы предпринимательства, стимулировании деловой активности и противодействии монополистическим тенденциям в развитии производства, в ценообразовании, в продаже экономических благ и услуг.

Третья функция государства воплощается в обеспечении законности и правопорядка в осуществлении экономической деятельности, связанной с производством, распределением, обменом и потреблением товаров и услуг.

Четвертая функция государства в экономической сфере воплощается в регулировании денежного обращения, в обеспечении устойчивости национальной валюты.

Пятая функция заключается в разработке стратегии социально-экономического развития страны, государственного программирования и стратегического планирования, в осуществлении государственных заказов отраслям экономики, промышленно-финансовым группам и крупным предприятиям на основе системы макроэкономических показателей и основных направлений экономического развития.

Шестая функция проявляется в регулировании взаимоотношений между трудом и капиталом, между предпринимателями и наемными работниками, в создании условий для эффективного взаимодействия между ними, т.е. для полной реализации социально-экономических прав, которые обеспечивают свободу действий общественных организаций, трудящихся и предпринимателей, создают предпосылки для их социального партнерства.

Седьмая функция государства в регулировании социально-экономических процессов проявляется в перераспределении доходов, прежде всего в дифференцированном взимании налогов с прибыли и личных доходов граждан, ориентированном на регулирование сверхвысоких доходов наиболее богатой части населения через прогрессивное (нарастающее с увеличением доходов) налогообложение, препятствующее чрезмерному имущественному расслоению социально-экономических групп, способному привести к дестабилизации социально-политической обстановки.

Восьмая функция экономики заключается в законодательном регулировании занятости, призванном обеспечить равные возможности всем гражданам страны в получении рабочего места; содействовать такой структуре занятости, которая является экономически целесообразной, и эффективному распределению и перераспределению трудовых ресурсов в соответствии с динамикой профессионально-квалификационной структуры, отвечающей интересам и перспективам социально-экономического развития страны.

Девятая функция состоит в обеспечении экономической безопасности страны.

Десятая функция государства в развитии экономики включает в себя регулирование внешнеэкономической деятельности всех субъектов хозяйствования, ориентированное на активное участие в международном разделении труда и мировом рынке в качестве взаимовыгодного дополнения к национальной экономике.

Одиннадцатая функция состоит во всемерном развитии социальной сферы как главного фактора роста производства, поскольку ведущей производительной силой общества являются высококвалифицированные кадры, выращиваемые в данной сфере, а также в обеспечении социальной защиты экономически уязвимых слоев населения — инвалидов, безработных, пенсионеров, многодетных семей.

В процессе осуществления государством регулятивных экономических функций складывается сложноструктурированная система взаимодействий государственных органов с основными сферами и отраслями экономики, регионами страны и хозяйствующими субъектами. В этой системе можно выделить три основных структурных элемента. Первый составляет совокупность мер законодательного, исполнительного и контрольного характера, осуществляемых государством и его органами в центре и на местах. Второй элемент – совокупность средств, использование которых позволяет достигать желаемого результата государственного регулирования экономики. Третий элемент этой системы – сферы, отрасли, регионы, отдельные крупные предприятия (фирмы), на которые оказывается государственное воздействие, а также ситуации, требующие государственного вмешательства (катастрофы, стихийные бедствия, возникновение очагов социальной напряженности и др.) (рис. 28).

Рис. 28. Структурная организация системы государственного регулирования экономики

 

Чтобы выполнить свое предназначение в условиях сложного и трудного перехода от централизованно-плановой экономики к рыночной и от тоталитарной политической системы к демократической, государство должно не только обеспечивать благоприятную социально-экономическую, политическую, правовую, психологическую среду для нормального функционирования рыночной конкуренции в рамках, определяемых государственным регулированием, но и защищать законные права граждан и предприятий всех форм собственности, помогать хозяйствующим субъектам адаптироваться к изменениям рыночной конъюнктуры, создавать благоприятные условия для их производственной и иных видов деятельности. Для решения этого сложного комплекса задач государство призвано самым активным образом стимулировать подъем эффективности и конкурентоспособности промышленности, сельского хозяйства, всех отраслей экономики. Это – во-первых. Во-вторых, все более важным и существенным становится активное и регулирующее участие государства в повышении качества и совершенствовании структуры покупательского спроса. В-третьих, резко усиливается потребность современного постсоветского общества в активной, рациональной и целенаправленной поддержке государством приоритетного развития науки и образования, социального обеспечения граждан, в регулировании трудовых отношений и динамики доходов населения, препятствующем социальными осложнениями чрезмерного расслоения на богатых, получающих сверхприбыль, превышающую сложившийся в мировой практике рыночного хозяйствования уровень доходности, и на бедных, вынужденных существовать на грани выживания.

Для успешного решения этой триединой задачи государство скоординированными действиями всех своих структур и уровней (от республиканского до местного) должно обеспечить устойчивое и динамичное развитие страны, опираясь на четкое соизмерение управленческого действия с имеющимся потенциалом, со всеми видами ресурсов – людских, природных, материально-технических, финансовых. Все это может быть осуществлено только на основе всестороннего учета традиций, своеобразия образа жизни и национального самосознания народа.

Основные направления сложного процесса формирования эффективного государства и обеспечения его решающей регулирующей роли в социально-экономическом развитии страны таковы:

1. Создание эффективного государства предполагает, что в обществе (стране) сформированы и эффективно действуют государственно-правовые условия для нормального функционирования социально ориентированной рыночной экономики, защиты законных прав граждан и предприятий всех форм собственности, стимулирования инвестиционной и инновационной активности, увеличения темпов роста валового внутреннего продукта, повышения качества и конкурентоспособности национальной экономики.

2. Становление эффективного государства означает возрастание активности и эффективности действия властных и управленческих структур в достижении высокого стандарта жизни населения, в недопущении чрезмерного социально-имущественного расслоения, в достаточной государственной поддержке социально уязвимых слоев граждан.

3. Становление эффективного государства немыслимо без обеспечения территориальной целостности и суверенитета страны, ее интегративной национальной безопасности (политической, экономической, военной, экологической, информационной и т.д.).

4. Формирование эффективного государства в качестве своего неотъемлемого и важнейшего компонента включает приоритетное развитие национальной системы образования, науки и культуры, играющей решающую роль в подготовке высококвалифицированных кадров для экономики и других сфер общества, а также обеспечивающей стабильность, устойчивость и динамику воспроизводства социального опыта, традиций, менталитета и иерархии ценностей собственного народа при уважении ценностных ориентации других народов и достижений мировой культуры.

5. Непреложным условием создания эффективного государства должно стать обеспечение устойчивого и динамичного социально-экономического развития страны при опоре на четкое соизмерение управленческих действий с имеющимся потенциалом.

6. Важнейшей функцией эффективного государства должно стать создание надлежащей правовой базы и обеспечение неукоснительного соблюдения установленных законодательством норм в процессе экономической и любой иной деятельности. Беспрекословное утверждение принципа верховенства права призвано нормативно закрепить господство социальной справедливости, что означает признание прав и свобод человека в качестве главного ценностного ориентира как в правотворческой, так и в правоприменительной деятельности, в обеспечении устойчивого динамического экономического и социально-политического развития страны.

7. Важным направлением построения эффективного государства является формирование общества как общества открытого, в котором развитие демократии – процесс, отвечающий чаяниям всех граждан и потребностям повседневной практики общественной жизни, включая активное развитие многопартийной политической системы, свободу деятельности профессиональных союзов трудящихся, союзов предпринимателей, всех других общественных объединений и движений, свободу слова при наличии как государственных, так и негосударственных средств массовой информации.

8. Формирование эффективного государства протекает в едином русле со становлением гражданского общества, т.е. такого общества, в котором совокупность неполитических, негосударственных общественных отношений и организаций способна обеспечить реальное участие граждан в экономической деятельности и управленческих процессах, контроль с их стороны за деятельностью государства, свободу действий личности в экономической, социальной, политической, социокультурной сферах и ее автономию по отношению к официальным институциализированным органам государственной власти.

9. Приоритетные интересы эффективного государства – это в первую очередь интересы народа, обеспечение достойной жизни, здоровья людей, их материальное и социальное благополучие, духовное развитие и процветание.

Разработка стратегии социально-экономического развития страны и осуществление регулятивных воздействий государства на становление и функционирование рыночной экономики реализуются посредством включения в действие сложного социального механизма. Этот механизм имеет множество взаимосвязанных звеньев, основные из которых состоят в следующем (рис. 29).

Первым шагом в осуществлении государственного воздействия на экономическое развитие страны является определение государственными органами и компетентными научными организациями основной цели социально-экономического развития общества. Он дополняется вторым шагом, заключающимся в углубленном анализе перспектив экономического развития страны.

Следующим шагом в регулировании экономической сферы становится анализ существующих стратегических альтернатив социально-экономического развития. За ним следует выбор из набора альтернатив оптимальной для данного этапа и уровня социально-экономического развития страны экономической стратегии. Он состоит в определении приоритетов социально-экономического развития, в выявлении необходимых для этого людских, материальных, технических, финансовых ресурсов, путей и способов их использования для успешного продвижения к намеченной цели.

На основе цели и стратегии ее достижения разрабатываются и утверждаются стратегические планы социально-экономического развития страны. В соответствии с этими планами осуществляется следующий шаг – разработка государственных заданий и заказов различным отраслям производства, финансово-промышленным группам и отдельным крупным предприятиям (фирмам). Эти задания и заказы распределяются между различными субъектами социально-экономической деятельности по нескольким важнейшим направлениям. В их числе: 1) развитие приоритетных направлений промышленного комплекса; 2) развитие аграрно-промышленного комплекса; 3) развитие военно-промышленного комплекса; 4) развитие социальной сферы; 5) развитие фундаментальных и прикладных направлений в науке; 6) развитие образовательного комплекса; 7) развитие культуры; 8) охрана и возрождение природы; 9) обеспечение внутренней и внешней безопасности общества; 10) поддержка отечественного производителя; 11) защита прав потребителей.

 

Рис. 29. Социальный механизм государственного регулирования социально-экономического развития

Важнейшая задача государства состоит в том, чтобы все звенья этого сложного социального механизма функционировали четко и бесперебойно, что позволит целенаправленно и эффективно регулировать социально-экономические процессы.