Виды трудового поведения
Основания классификации | Трудовое поведение |
Субъекты поведения | Индивидуальное, коллективное |
Наличие (отсутствие) взаимодействия | Предполагающее взаимодействие, не предполагающее взаимодействие |
Производственная функция | Исполнительское, управленческое |
Степень детерминированности | Жестко детерминированное, инициативное |
Степень соответствия принятым нормам | Нормативное, отклоняющееся от нормативов |
Степень формализации | Установленное в официальных документах, неустановленное |
Характер мотивации | Ценностное, ситуативное |
Производственные результаты и последствия | Позитивное, негативное |
Сфера осуществления поведения | Собственно трудовой процесс, построение отношений на производстве, создание трудовой атмосферы |
Степень традиционности | Сложившиеся виды поведения, зарождающиеся виды, в том числе в форме реакции на различные социально-экономические акции |
Результаты и последствия с точки зрения человеческих судеб | Соответствующее желаемым образцам трудовой жизни, не соответствующее |
Степень реализации трудового потенциала | Не требующее изменения достигнутой степени реализации трудового потенциала, вызывающее необходимость значительной мобилизации различных компонентов трудового потенциала (как совокупности качеств работника) |
Характер воспроизводства трудового потенциала | Предполагающее простое воспроизводство трудового потенциала, требующее расширенного воспроизводства трудового потенциала |
Различные виды трудового поведения представлены в табл. 4.
Для выявления степени осуществления традиционных позитивных видов поведения в социологические опросы, как правило, включается блок вопросов, отражающих производственные требования к работнику и соответствующих сложившемуся представлению о «хорошем» или «плохом» работнике. Так, в ходе социологического опроса рабочих обычно ставится задача обнаружить стремление и сам факт проявления социально одобренного поведения по следующим признакам:
- выполнение и перевыполнение норм выработки;
- повышение качества своей работы и продукции;
- рационализаторская и изобретательская деятельность;
- точное соблюдение требований технологии производства;
- экономия сырья, топлива, электроэнергии;
- забота о машинах и механизмах;
- повышение квалификации и деловых качеств и т.д.
Трудовое поведение формируется под влиянием различных факторов: прежде всего социальных и профессиональных характеристик работников, условий работы в широком смысле слова (включая условия труда и быта на производстве, оплату труда и т.д.), системы норм и ценностей, трудовых мотиваций. Оно направляется личными и групповыми интересами людей и служит удовлетворению их потребностей.
Как видим, механизм регулирования трудового поведения состоит из многих составляющих (рис. 25).
Рис. 25. Механизм регулирования трудового поведения
Потребности – нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; интересы – реальные причины действий, формирующихся у социальных групп, индивидов в связи с их различиями по положению и роли в общественной жизни; трудовая ситуация – комплекс условий, в которых протекает трудовой процесс; мотивы – осознанное отношение (субъективное) к своим поступкам (внутреннее побуждение); ценностные ориентации – разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств достижения этих целей и в силу этого приобретающие функцию важнейших регуляторов трудового поведения индивидов; установка – общая ориентация человека на определенный социальный объект, предшествующая действию и выражающая предрасположенность действовать определенным образом относительно данного объекта; стимулы – внешние по отношению к человеку воздействия, которые должны побудить его к определенному трудовому поведению.
Охарактеризуем функциональное, организационное, экономическое и инновационное поведение.
Функциональное поведение – это конкретная форма профессиональной деятельности, определяемая технологией рабочего места. Функциональное поведение присуще любому трудовому процессу независимо от степени сложности и специализации. Различия наблюдаются только в преобладании физических или умственных нагрузок.
Экономическое поведение. Известно, что всякое поведение должно ориентироваться на результат, на количество и качество затраченных человеческих ресурсов. Применяя свои профессиональные способности, индивид постоянно ориентируется на оптимальный баланс между затратами и их компенсацией. Должно существовать устойчивое равновесие в процессе обмена и в процессе производства. В противном случае, при отсутствии компенсации (товарно-денежной, натуральной, экономической, социальной), будет наблюдаться падение интереса к такого рода деятельности. Можно сформулировать следующие виды экономического поведения: «максимум дохода ценою максимума труда», «гарантированный доход ценою минимума труда», «минимум дохода при минимуме труда» и «максимум дохода при минимуме труда». Существуют различные формы экономического поведения и в сфере распределения и потребления.
Экономическое поведение характеризуется понятием «эффективность». Применительно к производственной и трудовой деятельности эффективность часто определяется как соотношение между затратами и результатом. Данную характеристику можно отнести как в производству, так и к работнику. Под экономической эффективностью труда на рабочем месте обычно понимают производительность труда, затраты рабочего времени, материалов, топлива, электроэнергии и т.д. Социальный эффект, получаемый в результате трудовой деятельности, выражается в характере воспроизводства работника, в сбережении и развитии его физических и духовных сил, накоплении знаний, навыков, умений.
На экономическое поведение в разной степени оказывает влияние ряд факторов: технический фактор (использование новой техники и технологии); организационный (пути улучшения организации производства и труда): социально-экономический (влияние условий, содержания труда, его нормирования и оплаты), социально-психологический (сюда входят удовлетворенность трудом, морально-психологический климат в коллективе), личностный (образовательный и культурный уровень работника), общественно-политический (солидарность наемных работников, деятельность профсоюза и т.д.). Важным фактором, детерминирующим экономическое поведение работника, является его отношение к форме собственности (когда работник является полным или частичным собственником средств производства).
Организационное и административное поведение. Суть его состоит в формировании позитивной мотивации членов трудовой организации. Для этих целей активно используют различного рода стимулы: моральные, материальные, социальные.
Стратификационное поведение – это поведение, связанное с профессиональной, трудовой карьерой, когда работник сознательно выбирает и реализует в относительно длительный промежуток времени путь своего профессионального или должностного продвижения.
Адаптивно-приспособленческое поведение. Оно реализуется в процессе приспособления работника к новым профессиональным статусам, ролям, требованиям технологической среды и т.д. Такое поведение обнаруживает себя в фазе первичного вхождения работника в производственный процесс, коллектив.
Церемониальные и субординационные формы поведения проявляются на различных уровнях организационной иерархии, выполняя ряд необходимых и дополнительных функций. В частности, обеспечивают сохранность, воспроизводство и передачу значимых ценностей, профессиональных традиций, обычаев и образцов поведения, поддерживают устойчивость и интеграцию работников с организацией в целом. Эти виды поведения связаны с реализацией служебного, профессионального и должностного этикета. Они базируются на объективно заданной субординационной структуре профессионального и должностного подчинения, форме признания, сохранения и поддержания авторитета власти и властных полномочий. Но в этом поведении можно наблюдать различного рода деформации, например: власть трансформируется в официальные и неофициальные привилегии, не имеющие ни экономического, ни социального оправдания.
Характерологические формы поведения. Это эмоции и настроения, которые реализуются в поведении. Личность может подавлять других своим волевым или должностным темпераментом, демонстрируя качества, к которым нужно приспосабливаться. Несовместимость характерологических форм поведения у двух и более лиц часто является причиной конфликтов и конфликтных ситуаций в трудовой организации.
Инновационное поведение. Индивиды и группы определенным образом реагируют на инновационный процесс и инновационную ситуацию, что и определяет саму проблему инновационного поведения. Категориями, отражающими основные проявления инновационного поведения, являются следующие: инновационные настроения (в каждой организации свой индекс инновационных настроений, определяющийся соотношением удовлетворенности и неудовлетворенности системой, готовности и неготовности к ее изменениям); культура и антикультура инноваций (она определяется профессией и квалификацией, стилем управления и т.д.); инновационная конфликтность (инновации часто бывают невыгодны тем или иным работникам, создают определенный психологический барьер и вызывают конфликт); социальная инерция (поздняя реакция на ситуацию); оптимизм и пессимизм в инновациях (чувство оптимизма часто связано с первым этапом, возникающие трудности снижают это чувство и порождают пессимистические настроения); инновационные ожидания (идеальное и реальное часто не совпадают); факторы группового действия в инновациях (это влияние внутри- и межгрупповых отношений на инновационные решения); мода (инновации часто порождаются модой и не имеют практического обоснования).
Деструктивные формы поведения. Это выход работника за пределы статусно-ролевых предписаний, норм и дисциплинарных рамок трудового процесса. Можно выделить следующие формы отклонения от норм поведения: противоправное; административно-управленческое (превышение прав и полномочий, ведущее к прямому невыполнению обязанностей); дисфунк-циональное (профессиональная некомпетентность); индивидуально-целевое (носящее крайне эгоистический характер, направленное на реализацию сугубо личных интересов); групповой эгоизм; имитационное (псевдоактивность); виды группового и индивидуального поведения (связаны с сохранением консервативных привычек и традиций, которые втой или иной мере сдерживают инициативу, творчество, новаторство); девиантное (связано с реализацией асоциальных привычек и склонностей).
Можно выделить и ряд причин-мотивов организационно-трудовых нарушений, порождающих отклонения в поведении в сфере труда. Это вынужденность обстоятельствами, ограниченность способностей к нормальному поведению (дисциплине), неосведомленность, социально-сравнительный мотив (когда выбор позитивного или отклоняющегося от нормы поведения детерминируется социальным сравнением), инновации, демонстративное поведение (самоутверждениеотдельных работников за счет несоблюдения какой-то нормы дисциплины), неучастие в управлении.
Условия хозяйствования на макро- и микроуровне оказывают определенное воздействие на трудовое поведение различных категорий работников. В свою очередь, становление и распространение новых видов трудового поведения является решающим фактором перехода к новым формам хозяйствования. В настоящее время новые формы хозяйствования наряду с элементами экономического механизма включают элементы, отражающие распад командно-административной системы руководства и управления. Это неизбежно порождает некоторые противоречивые черты в трудовом поведении различных групп работников, задерживает распространение новых видов трудового поведения, которые пока еще нередко отвергаются общественным мнением.
Разгосударствление и приватизация, основанные на многообразии форм собственности, во-первых, побуждают к интенсивному труду и соответствующему трудовому поведению. В то же время предприимчивое поведение пока еще не обеспечивается социальными гарантиями; во-вторых, создают потенциальную возможность конкуренции, а значит, при последовательном развитии этой тенденции ведут к качественному изменению трудового поведения как хозяйственных руководителей и специалистов, так и рабочих.