Сущность и особенности социального поведения

 

Под поведением понимается присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней, двигательной активностью, а также внутренними потребностями. Таким образом, поведение свойственно не только человеку, но и животным. Однако у человека, в отличие от животных, поведение формируется, развивается и проявляется в условиях общественной жизни, а поэтому носит социально обусловленный характер, т.е. является по своему существу социальным.

Поведение представляет собой совокупность внешне наблюдаемых поступков и действий отдельных индивидов и их групп, их определенную направленность и последовательность, так или иначе затрагивающих интересы других людей, групп, общностей или всего общества. В поведении проявляются социальные качества человека, особенности его воспитания, культурного уровня, темперамента, характера, его потребности, убеждения, взгляды, вкусы; формируется и реализуется его отношение к окружающей природной и социальной действительности, к другим людям и к самому себе.

Социология исследует и интерпретирует поведение прежде всего в терминах деятельности, общения, вознаграждения, ценностей и потребностей. По поведению человека выясняется, что он ценит не только кусок хлеба или деньги в своем кармане. Он испытывает потребность в общении и совместной деятельности с другими людьми, он хочет быть любимым, уважаемым, справедливо оцениваемым и вознаграждаемым за свои поступки. Более того, в своем поведении люди взаимодействуют друг с другом, оценивают друг друга и стремятся влиять на своих партнеров по общению.

В рамках микросоциологического и психологического анализа поведения наибольшую известность приобрел бихевиористский подход (наиболее крупные представители – Э. Торндайк, Д. Уотсон, К. Лешли, Б. Скинер и др.). Его исходной предпосылкой служит признание взаимовлияния поведения (behaviour – поведение) человека и событий, происходящих в его окружении, связи поступков с тем, что происходило до и произойдет после них, а также влияния на его поведение непредвиденных обстоятельств. Здесь широко используется понятие вероятности для описания связи между изучаемым поведением и его предпосылками и последствиями. Считается, что поведение базируется на трех различных формах реакции человека на окружающую среду. Они таковы:

1) эмоциональная, или аффективная, основанная на чувствах и эмоциях;

2) компетентная, или когнитивная, базирующаяся на знании и размышлении;

3) прямое открытое реагирование по механизму: стимул – реакция.

Согласно М. Веберу, социология, в отличие от психологии, должна уделять приоритетное внимание исследованию типов социального поведения. Если в обществе складывается определенное единообразие в условиях социального поведения, то мы имеем дело с нравами. Под этим термином чаще всего понимается свойственный определенному периоду уклад жизни. Нравы обычно бывают тесно связаны с привычками, которые проявляются в ставшей постоянной, обычной склонности либо потребности совершать те или иные поступки. Мы по привычке покупаем хлеб в одной и той же булочной, движемся на работу или учебу по привычному маршруту, привычно приветствуем соседа и т.д. «Нравы, – пишет М. Вебер, – мы будем называть обычаем, если фактические привычки укоренялись в течение длительного времени». Под обычаем понимается общепринятый порядок поведения (например, в театре или храме), традиционно установившиеся правила общественного поведения. «Обычай, – говорит М. Вебер, – мы будем определять как обусловленный интересами, если возможность его эмпирического наличия обусловлена только целерациональной ориентацией поведения отдельных индивидов на одинаковые ожидания».

Индивиды, интересы которых связаны с рынком, ориентируют свое поведение, рассматриваемое ими как средство, на собственные типические субъективные хозяйственные интересы, выступающие в качестве цели. А чем более целерационально их поведение, тем более сходными становятся их реакции на данные ситуации. Отсюда возникают единообразие, регулятивность и длительность их установки именно на такой тип поведения. А поскольку ориентация на собственные и чужие интересы чаще всего достигает эффекта, постольку изучение именно такого поведения, по словам М. Вебера, «явилось одним из факторов, определивших возникновение политической экономии как науки».

По мысли М. Вебера, сущности экономического поведения наиболее соответствуют такие поступки, которые ориентированы на цели, совпадающие с хозяйственными интересами индивидов, а для достижения этих целей выбираются такие поведенческие акты, которые рационально продуманы и оценены, т.е. являются целерациональным поведением.

Как отмечает Т.Парсонс, личность, воплощая в индивидуальном поведении свои интересы и потребности, в социальной системе включается в сложную и многогранную сеть коллективного поведения и производит какие-то услуги в некотором контексте коллективной организации. В результате долгого эволюционного процесса в современных обществах эти услуги институционализируются в основном в виде профессиональной роли в рамках специфики функционирующего коллектива или бюрократической организации.

Связанное с необходимостью производства различных благ и услуг решение технологических задач, утверждает Т. Парсонс, в большинстве случаев является «результатом коллективного организованного процесса, а не труда одного человека». Для их успешного решения необходимы исполнительские и координаторские функции, осуществляемые в рамках многообразия социальных взаимодействий с потребителями, снабженцами, рабочими, исследователями и т.д.

Все это заставляет рассматривать экономику как первичный момент в социальной системе. Поэтому при рассмотрении функционирования «поведенческого организма» (т.е. системы поведенческих актов) необходимо, считает Т. Парсонс, обеспечивать приоритет экономических соображений над технологическими, ведь «вопрос о том, что должно производиться (и для кого), имеет преимущество над вопросом, как должны производиться вещи».

Существенное внимание в современной социологии уделяется проблеме нормативности и ненормативности (антинормативности) социального поведения. И в первом, и во втором случае поведение рассматривается преимущественно как нормативно регулируемое на основе общепринятых норм поведения.

И нормы, и поведение, отклоняющееся от них, не являются однородными, а существенно различаются по своей социальной значимости. Если нарушаются моральные нормы, обычаи, традиции, правила общежития, то эти нарушения называются асоциальным поведением (антиобщественные поступки). Для этих форм поведения характерна небольшая степень общественной опасности, которую целесообразно назвать общественной вредностью. Если же нарушаются не только моральные, но и правовые нормы, то мы имеем дело с противоправным поведением, к которому относятся хулиганство, хищения и другие преступления.

В зависимости, во-первых, от степени причиняемого вреда личности, социальной группе, обществу в целом и, во-вторых, от типа нарушаемых норм можно различать основные виды отклоняющегося поведения (рис. 23):

1. Деструктивное поведение, причиняющее вред только самой личности и не соответствующее общепринятым социально-нравственным нормам – накопительство, конформизм, мазохизм и т.п.

2. Асоциальное поведение, причиняющее вред личности и социальным общностям (семья, компания друзей, соседи и др.) и проявляющееся в алкоголизме, наркомании, самоубийстве и др.

3. Противоправное поведение, представляющее собой нарушение как моральных, так и правовых норм и выражающееся в коррупции, подделке банкнот, грабежах, убийствах и других преступлениях.

Рис. 23. Основные виды поведения по признаку их нормативности либо антинормативности

 

Девиантное (отклоняющееся) поведение может выражаться в форме: а) поступка (например, ударил женщину); б) деятельности (постоянное занятие вымогательством или проституцией); в) образа жизни (преступный образ жизни организатора грабительской шайки, сообщества фальшивомонетчиков и т.п.).

Существует множество причин девиантного поведения. Такой причиной является, во-первых, разрыв между ценностями культуры и существующей в обществе социальной структурой. В частности, чрезмерная дифференциация различных групп населения по имущественному положению может породить у индивида стремление улучшить свое благосостояние различными, в том числе и отклоняющимися от существующих норм, средствами (спекуляция, воровство, рэкет и т.п.).

Во-вторых, причиной широкого распространения девиантных видов поведения становится углубляющееся противоречие между доминирующей в обществе культурой и разнообразными делинквентными субкультурами – субкультурой преступных групп, субкультурой групп, отбывающих тюремное заключение и т.п.

В-третьих, причиной девиации может стать широко распространенный в трансформирующемся обществе переходного типа разрыв между социальным статусом личности и ее социальными ожиданиями, который может подтолкнуть не нашедших достойного применения своим способностям, профессиональному, культурному уровню индивидов, в первую очередь молодых, на занятия вымогательством, рэкетом, коррупцией, проституцией и т.п.

В-четвертых, причиной девиантных поступков может стать отчуждение личности от ценностно-нормативной системы регуляции, существующей в обществе, когда официально признаваемые цели и ценности становятся недоступными тем людям, которые хотели бы достичь их законными, во всяком случае, одобряемыми обществом путями и средствами. В таких случаях из лиц, неудовлетворенных своим социальным статусом, формируются группы фальшивомонетчиков, спекулянтов, взяточников и т.п.

В-пятых, причиной девиантного поведения может стать утрата личностью морально-ценностных ориентиров, когда исчезает деление на моральное и аморальное, социально одобряемое и социально недопустимое, дозволенное и недозволенное. В таком случае наступает нравственный кризис, личность становится жертвой вседозволенности. Социально-психологические механизмы такого превращения прекрасно раскрыты Ф.М. Достоевским в образе Раскольникова в «Преступлении и наказании». В другом своем знаменитом романе, «Бесы», он показал, как нравственное умопомрачение и вседозволенность, охватывая целые группы людей, завершается «бесовщиной» – коллективным социально негативным действием, приводящим к убийствам и мятежам.

В-шестых, причиной отклоняющегося поведения может стать и ощущение индивидом бессмысленности своей жизни, вызванное крушением идеалов и утратой ценностных ориентиров.

Причиной девиантного поведения, в-седьмых, как это прекрасно проанализировано Э. Дюркгеймом, Р. Мертоном, Р. Дарендорфом и другими известными социологами, часто выступает аномия (нарушение моральных предписаний, правовых норм, законов), превращающаяся в кризисных условиях развития общества из индивидуальных в массовые формы поведения.

Наконец, в-восьмых, самой всеобъемлющей и мощно действующей причиной широкого распространения отклоняющегося поведения становится социально-экономический кризис, переживаемый обществом. Все эти причины, взаимно усиливая друг друга, создают обширную детерминантную сеть, порождающую различные виды девиаций (рис. 24).

 

Рис. 24. Основные причины возникновения и распространения

отклоняющегося поведения