Сущность, принципы и цели государственной политики занятости
В процессе трудовой деятельности взаимопересекаются, а нередко и вступают в конфликт друг с другом две различные стратегии поведения. С одной стороны действуют во имя достижения своих интересов работодатели, а с другой – наемные работники. Сферой пересечения этих стратегий поведения и интересов является сфера занятости. Она представляет собой обширную область трудовой деятельности, в которой взаимодействуют предприниматели (организаторы производства) и наемные работники, осуществляющие деятельность, ориентированную на удовлетворение личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству и приносящую, как правило, им заработок, трудовой доход.
Отношения занятости связаны с целым рядом условий: 1) создание рабочих мест; 2) поиск работы потенциальными работниками и рабочей силы предпринимателями; 3) создание определенного порядка найма и высвобождения работников; 4) условия и содержание труда; 5) установление уровня и форм оплаты труда; 6) обучение работников как на рабочих местах, так и в специально созданных для этого организациях (училищах, курсах и т.п.); 7) информация о наличии вакантных рабочих мест и требования к их замещению; 8) горизонтальная профессиональная мобильность (перемещение работников из одних фирм и отраслей производства в другие без изменения социального статуса; 9) вертикальная профессиональная мобильность (социальное передвижение по ступеням профессионально-квалификационной лестницы) (рис. 18).
Рис. 18. Основные элементы системы занятости
Занятость – это многозначное понятие, включает в себя разные виды деятельности. Под занятостью понимают занятие учебой, работой, уходом за детьми, военную службу и т.д. Как экономическая категория занятость представляет собой совокупность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности и выражает меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и личных потребностей, личных интересов в оплачиваемых рабочих местах, в получении дохода.
В обеспечении полной, продуктивной и эффективной занятости, дающей возможность получать достойную заработную плату, достаточную для жизни и развития работника и членов его семьи, заключается суть политики занятости. Достижение и поддержание такой занятости является целью политики занятости. Но цель такой политики не только сохранение общего уровня полной занятости, но и решение экономических и социальных задач, прежде всего повышение уровня жизни, создание условий для развития человека, включая создание и совершенствование системы непрерывного образования (начиная с подготовки детей и подростков и заканчивая переподготовкой, повышением квалификации работников в течение всей жизни).
Политика занятости должна формироваться с учетом возможности трудиться для разных категорий населения. Более пристальное внимание следует уделять таким группам, как женщины, молодежь, инвалиды, а также вопросам стабильности получения ими доходов, исключению их дискриминации. Последнее относится и к мигрантам, людям иной расы, религии, иных политических взглядов и социального происхождения. Поэтому такую политику как относительно самостоятельную необходимо координировать экономической и социальной политикой (рис. 19).
Рис. 19. Виды политик занятости
Приоритет, на наш взгляд, нужно отдавать социальной политике, поскольку именно она направлена на решение стратегической задачи, конечной цели, воплощающей смысл жизни – всестороннее развитие человека.
Социальная и экономическая политика нацеливаются на обеспечение полной, продуктивной и эффективной занятости. А занятость выполняет экономическую и социальную функции. При формировании и реализации политики занятости государство руководствуется определенными принципами.
В условиях трансформации российской экономики также возникла необходимость в выработке и учете таких принципов. Некоторые их них вытекают из основополагающих документов страны, прежде всего Конституции Российской федерации и федерального закона «О занятости населения в Российской федерации» (принят 19 апреля 1991 г. с изменениями и дополнениями, внесенными федеральным законом от 22 марта 1996 г.), другие подсказаны опытом рыночных преобразований экономики. Исходя из этого можно выделить следующие принципы занятости:
- добровольность труда, свободное распоряжение гражданами своими способностями к производительному и творческому труду;
- ответственность государства за создание равных стартовых условий для реализации прав граждан на труд и свободно избранную занятость;
- учет и обеспечение долговременных национальных интересов;
- учет национальных, культурных традиций, исторически сложившихся региональных и отраслевых особенностей и потребности в рабочих местах;
- приоритетное внимание содействию занятости гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы;
- комплексность в подходе к решению проблем занятости, включающую в себя координацию усилий государственных органов, профсоюзов, объединений работодателей всех уровней, использование финансовых возможностей бюджетов, внебюджетных фондов, средств предприятий, общественных объединений и граждан.
Указанные принципы должны находить свое воплощение в основных направлениях государственной политики занятости и в участии работодателей в ее осуществлении. Основные направления государственной политики содействия занятости населения определены в ст.5 закона «О занятости населения Российской Федерации». К ним, в частности, относятся:
- развитие трудовых ресурсов;
- обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии, в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
- создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
- поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
- обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение социальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды и др.)
- предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
- поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
- обеспечение занятости в местах проживания отдельных малочисленных народов и других национальных меньшинств Российской Федерации с учетом их национальных и культурных традиций, а также исторически сложившихся видов занятости;
- международное сотрудничество в решении проблем занятости населения (вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации) с соблюдением международных трудовых норм и др.
Перечень направлений государственной политики занятости довольно широк. В условиях становления и функционирования рыночных отношений государство отказалось от прямого централизированного управления занятостью. Вместе с тем эта проблема не должна быть пущена на самотек, отдана на откуп стихийным рыночным силам. Под влиянием последних произошло резкое ухудшение условий использования и воспроизводства рабочей силы, снижение ее качества и конкурентоспособности.
Государству надлежит усилить контроль за выполнением взятых на себя гарантий прав граждан на труд, охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу в соответствии с законодательством РФ о труде.
В обеспечении занятости населения участвует не только государство, но и работодатели. Они призваны содействовать проведению государственной политики занятости посредством:
- соблюдения условий договоров (контрактов), регулирующих трудовые отношения;
- реализации мер, предусмотренных законодательством РФ о труде, коллективными договорами и соглашениями по защите трудящихся в случае приостановки производства или высвобождения работников;
- оказания помощи в трудоустройстве, профессиональной подготовке и предоставления сверхустановленной законодательством РФ дополнительной материальной помощи высвобождаемым работникам за счет средств организаций и других работодателей;
- создания условий для профессиональной подготовки, повышения квалификации и подготовки работающих и т.д.
Работодатели, согласно закону, должны постоянно контактировать с органами службы занятости, профсоюзными организациями и предоставлять им информацию о возможных массовых увольнениях трудящихся, их числе и категориях работников, которых они могут коснуться. Кроме того, они обязаны ежемесячно информировать службу занятости о наличии важнейших мест (должностей), выполнять квоту для приема на работу инвалидов.
За счет страховых взносов возмещаются затраты органов службы занятости на создание специальных рабочих мест, профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку в связи с трудоустройством работников, получивших профессиональное заболевание или инвалидность в данной организации.
Вместе с тем государство предусматривает определенные льготы для работодателей в случае трудоустройства указанных категорий работников.
Большое внимание к проблеме занятости связано с тем, что занятость выполняет важную экономическую и социальную функции.
В целом российская политика содействия занятости и защиты от безработицы основана на богатом опыте развитых стран. Однако опыт этот недостаточно корректируется применительно к российским условиям. Основные направления политики занятости, обобщенные нами и представленные на рис. 20, дают не только структурную, но и историко-логическую картину эволюции политики занятости. В самом деле, активной политике занятости должны предшествовать хорошо отлаженные методы учета, регистрации и эффективной поддержки безработных (так называемая пассивная политика). Как показывает опыт развитых стран, только обеспечив социальную защиту безработных, правительство может идти дальше – сначала к стабилизации (сохранению) занятости, а затем и к стимулированию ее роста. Стимулирование происходит по трем направлениям: работа с предпринимателями (например, налоговые льготы при создании рабочих мест), активизация поиска работы со стороны безработных (стимулирование предложения рабочей силы) и вывод части наемных работников с рынка труда (поддержка самозанятости).
Рис. 20. Направления политики занятости
Следует также пересмотреть методы осуществления политики занятости. Как известно, любое регулирование, в том числе и рынка труда, может быть административным или экономическим. Граница между этими методами регулирования – в степени вмешательства в рыночный механизм. Административные методы предполагают прямое вмешательство в функционирование рынка труда, иногда даже с нарушением рыночного механизма. Экономические методы регулирования – рекомендательные, стимулирующие, а не приказные.
Вместе с тем нельзя забывать и о долгосрочных перспективах регулирования занятости (по мере накопления необходимых средств), об активной политике на рынке труда.
К таким активным экономическим методам регулирования занятости относятся следующие меры:
- общее оздоровление экономического климата в стране, стимулирование инвестиционной активности, стабилизация и в дальнейшем достижение экономического роста;
- создание условий для развития и расширения занятости в негосударственных секторах экономики, в том числе поддержка малого бизнеса и самозанятости;
- обеспечение профессионального обучения, переподготовки и консультирования в целях формирования рациональной структуры занятости.
Очевидно, что реализация всех этих задач – дело будущего. В настоящее же время основная, на наш взгляд, тактическая задача в области занятости – приостановить рост безработицы, одновременно обеспечивая безработным приемлемые социальные гарантии.