Задачи, функции и методы экономической социологии

 

Если принять во внимание все изложенное, то вырисовываются основные задачи экономической социологии.

Первая задача заключается в том, чтобы изучать взаимодействие социальных и экономических факторов и процессов, протекающих на определенной исторической ступени развития общества и в определенных экономических условиях. Решение этой задачи позволяет выявить, что социально-экономические процессы, формирующиеся в результате становления современного постиндустриального (информационного) общества, весьма существенно отличаются от социально-экономических процессов индустриального, и тем более аграрно-ремесленного общества.

Вторая задача состоит в том, чтобы понять причины возникновения и развития тех или иных социально-экономических процессов на определенном историческом этапе и в определенных экономических условиях.

Третья задача определяется тем, что из многообразной совокупности причин рассматриваемых процессов, их предвидимых и непредвиденных следствий возникает необходимость выделить основные, воспроизводимые в потоке социально-экономических событий. На этой основе определяются тенденции и социальные закономерности, факторы и последствия экономического подъема или спада, возможных кризисов и флуктуации в развитии экономической и социальной сфер общества, в их взаимодействиях.

Четвертая задача заключается в том, чтобы понять и объяснить особенности определенных типов экономического поведения и связанных с ними социальных отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления различных товаров и услуг. Все это осуществляется в контексте разделения труда, функционирования денег, рынка и регулирующих их динамику экономических институтов.

Пятая задача состоит в исследовании социальных механизмов, влияющих на развитие экономической сферы общества и регулирующих экономическую деятельность индивидов, общностей и групп.

Шестая задача – изучение особенностей мотивации социально-экономического поведения человека или социальной общности и его влияния на процессы и результаты экономического развития.

Седьмая задача – определение особенностей и эффективности влияния на человека и его экономическую деятельность основных групп социальных регуляторов: статусно-ролевых, культурных, управленческих.

Восьмая задача – исследование направленности и характера влияния на изменение социально-экономической структуры общества действующей в нем хозяйственной системы: а) планово-централизованной, где существует жесткое планирование экономической деятельности и ее результатов, где нет предпринимателей, фермеров, лиц свободных профессий и свободы экономического выбора; б) рыночной, где существуют свобода экономического выбора и конкуренция, взаимодействуют названные и другие социальные слои, включаемые в экономическую деятельность, и где важную роль играют экономический риск и готовность к нему.

Девятая задача – определение рациональных направлений и изучение эффективности экономической политики государства, устанавливающей нормы, правила и рамки хозяйственной деятельности различных субъектов: индивидов, общностей, предприятий, и регулирующей экономическое поведение граждан.

Десятая задача – исследование конкретных социально-экономических, социокультурных и социально-политических условий, в которых развертывается функционирование экономической и социальной сферы общества, их взаимодействие.

Одиннадцатая задача предопределяется тем, что на основе выявления факторов, тенденций и закономерностей развертывания социально-экономических процессов данная отрасль социологического знания осуществляет прогнозирование наиболее вероятных сценариев социально-экономических преобразований в современном обществе.

И, наконец, двенадцатая задача экономической социологии заключается в том, чтобы на основе выявления основных факторов, тенденций и закономерностей развития социально-экономических процессов, наиболее вероятных прогнозных сценариев их развертывания в более или менее отдаленном будущем сформулировать научно обоснованные рекомендации для принятия и осуществления управленческих решений.

Функции экономической социологии могут быть сформулированы следующим образом.

1. Познавательная функция имеет своей целью изучение особенностей социально-экономических процессов на определенной исторической ступени развития общества; отвечает на вопрос: каковы социально-экономические процессы в обществе, в котором мы живем?

 

1. Объясняющая функция дает научное понимание причин, порождающих те или иные социально-экономические явления и процессы (экономический подъем или кризис, инфляция, безработица, бедность); отвечает на вопрос: почему в обществе происходят именно эти, а не другие социально-экономические процессы?

2. Оценочная функция осуществляет оценку развивающихся в обществе экономических и социальных процессов, действующих в нем социальных институтов с точки зрения их соответствия интересам и потребностям людей, прежде всего экономическим; отвечает на вопрос: обеспечивают ли действующие в обществе социальные институты, развивающиеся в нем социально-экономические процессы нормальное благосостояние различных групп населения?

3. Концептуально-теоретическая функция воплощается в научном определении и трактовке действующих в обществе социально-экономических тенденций и закономерностей; отвечает на вопрос: что, как и почему делается людьми в экономической и социальной сферах общества и можно ли это изменить к лучшему?

4. Прогностическая функция представляет собой построение вероятных прогнозов и сценариев социально-экономических трансформаций в более или менее долгосрочной перспективе; отвечает на вопрос: какие социально-экономические изменения возможны в ближайшем и отдаленном будущем?

5. Управленческая функция связана с тем, что выявив тенденции и закономерности социально-экономического развития, определив прогнозные варианты тех или иных изменений в экономике и социальной сфере общества, экономическая социология в состоянии способствовать совершенствованию управления социально-экономическими процессами; отвечает на вопрос: как эффективнее управлять социально-экономическими процессами?

6. Образовательная функция реализуется посредством распространения знаний через систему учебных заведений, различные институты повышения квалификации кадров, а это помогает людям (в первую очередь обучающимся и активно действующим в тех или иных отраслях экономики и социальной сферы) лучше узнать, понять и оценить те социально-экономические процессы, которые происходят в обществе, чтобы изменить их к лучшему; отвечает на вопрос: что нужно знать об экономических и социальных явлениях в обществе, как лучше использовать эти знания?

Метод экономической социологии обусловлен ее междисциплинарностью. Междисциплинарность как принцип исследовательской деятельности в экономической социологии предполагает:

1. Целостное рассмотрение изучаемых объектов с учетом их двойной природы экономической и социальной. При этом исследование экономического поведения людей должно осуществляться в широкой системе социальных факторов. В процессе исследования важно обеспечить последовательное углубление знаний об объекте: от непосредственного наблюдения за процессом следует переходить к порождающим его причинам, от причин, лежащих на поверхности, к более глубоким, от них к еще более глубоким в поисках скрытых пружин, посредством которых можно управлять ходом интересующих нас процессов.

2. Анализ социально-экономических проблем на основе и экономической, и социальной информации, получаемой с помощью широкого арсенала средств, начиная с социологических опросов и данных статистики и заканчивая анализом нормативных документов и текущего документооборота организаций управления, предприятий, учреждений и личных документов работников.

3. Применение специальных методов обработки информации, позволяющих использовать и экономическую, и социальную информацию в комплексе, в частности факторный анализ, социологическое моделирование и др.