Этические вопросы в рекламе.
С точки зрения делового и морально-этического подходов важное значение имеет определение порядка предоставления рекламы. В частности:
- в радио-, телепередачах не допускается перерыв рекламой детских и религиозных передач;
— без согласия правообладателей запрещено прерывание в рекламных целях радиопостановок и показа художественных фильмов;
— не допускается прерывание в указанных целях передач, связанных с освещением в средствах массовой информации деятельности органов государственной власти и т.д.
Определен порядок предоставления рекламы при установлении справки по телефону — только после выдачи справки, запрашиваемой абонентом.
Наружная реклама не должна иметь сходства с дорожными знаками.
Представлены особенности рекламы при кино-, видеообслуживании, на транспортных средствах, в почтовых отправлениях и т.д.
Большое значение имеет определение особенностей рекламы финансовых, страховых, инвестиционных услуг и ценных бумаг.
В частности, при проведении рекламы указанного направления не допускается:
- давать количественную информацию, не имеющую непосредственного отношения к рекламным услугам или ценным бумагам;
- гарантировать размеры дивидендов по простым именным акциям;
- рекламировать ценные бумаги до регистрации проспектов их эмиссий;
- предоставлять любого рода гарантии, обещания или предположения о будущей эффективности (доходности) деятельности, в том числе путем объявления роста курсовой стоимости ценных бумаг;
- умалчивать хотя бы об одном из условий договора, если в рекламе сообщается об условиях договора.
Ряд важных аспектов имеет социальная реклама, которая представляет общественные и государственные интересы и направлена на достижение благотворительных целей.
В социальной рекламе не должны упоминаться коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, а также конкретные марки товаров, являющиеся результатом предпринимательской деятельности некоммерческих организаций.
Значительное внимание уделено защите несовершеннолетних при производстве, размещении и распространении рекламы. В частности, не допускается:
- дискредитация авторитета родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним;
- внушение детям необходимости приобретения товаров;
- внушение детям, что приобретение товара дает им определенные преимущества перед другими;
- указание, что покупка товара доступна для любого семейного бюджета и т.д.
В условиях криминализации экономической и общественной жизни России важное место занимают ограничения и по определенным направлениям - запреты на рекламу алкогольных напитков, табака и табачных изделий, оружия и средств вооружения, медикаментов, лекарственных средств и методов лечения.
Например, при рекламе алкогольных напитков, табака и табачных изделий недопустимо указание, что их употребление имеет большое значение для достижения общественного, спортивного или личного успеха. При рекламировании этих изделий недопустимо обращение непосредственно к несовершеннолетним. Запрещается использование в средствах рекламы названных товаров имен известных актеров, лиц, пользующихся популярностью у несовершеннолетних.
Реклама табачных изделий должна сопровождаться информацией о вреде курения.
Распространение рекламы указанных изделий в радио- и •телепередачах не разрешено в период с 7 до 22 час. местного времени.
Запрещено печатание подобного рода рекламы на первой и последней полосах газет и журналов, распространение ее в детских учреждениях и вблизи них.
Запрещена реклама военных видов оружия, вооружения, военной техники, способов производства боевого и специально (применяемого оружия.
Установлены ограничения на рекламу оружия, не используемого в военных целях.
Не допускается реклама медикаментов, изделий медицинского назначения, методов лечения, при отсутствии разрешения на их производство и реализацию. Имеются ограничения на рекламу лекарственных средств и препаратов и т.д.