Оптовая и розничная торговля.
Предприятия оптовой торговли должны специализироваться на коммерческом посредничестве в установлении хозяйственных связей между предприятиями — производителями товаров и розничными торговыми предприятиями или другими оптовыми покупателями, а также на закупке и продаже товаров со складов и оказании сопутствующих услуг.
Основными задачами оптового торгового предприятия являются:
• поиск поставщиков товаров для розничных предприятий и других покупателей;
• закупка товаров у производителей и их доставка, хранение;
• формирование торгового ассортимента в соответствии с требованиями розничных предприятий;
• обеспечение предприятиям-производителям сбыта их товаров;
• маркетинговые исследования для производителей товаров и розничных торговых предприятий;
• информационное обслуживание.
Развитие рыночных отношений способствует; возникновению новых функций оптовых предприятий (услуги по управлению, консультации по использованию товаров, гарантийное обслуживание и др.)
Оптовые предприятия обеспечивают значительную экономию издержек обращения, так как розничные предприятия освобождаются от закупок товаров у множества производителей и снижаются материальные затраты, связанные с хранением, формированием ассортимента товаров и их доставкой. Хранение товаров обходится значительно дешевле, чем их размещение в розничной сети. Особенно большое значение имеет хранение оптовыми предприятиями товаров, производство и спрос на которые носят сезонный характер.
Оптовые торговые предприятия призваны стать центром сосредоточения и передачи информации по вопросам исследования рынка, т.е. призваны выполнять информационную функцию. Именно оптовые предприятия, используя свое положение на пересечении информационных потоков, способны обеспечить сбор, накопление и обработку коммерческой информации и, обобщив и проанализировав ее, передать поставщику или покупателю.
Оптовые предприятия должны привлекать розничные, торговые предприятия по поставке товаров. В этой связи важное значение имеет развитие такой функции оптовой торговли, как коммерческое кредитование, финансирование сделок. Опыт западных фирм показывает, что во многих случаях выбор каналов товародвижения зависит от того, насколько его организатор может сам кредитовать рыночные сделки заинтересованных сторон. Оптовые предприятия зачастую финансируют производителя, предоставляя ему заказ на определенную партию товара с гарантией его реализации и оплачивая в виде аванса часть заказанной партии товара. Финансирование розничных предприятий оптовые фирмы осуществляют, реализуя им товар с отсрочкой платежа.
Под розничной торговлей понимают деятельность по продаже товаров и услуг непосредственно конечным потребителям для их личного, некоммерческого использования. Функции розничной торговли определяются непосредственным контактом с потребителем и заключаются в выполнении следующих действий;
• формирование рационального товарного ассортимента (по общему ему, товарной номенклатуре, структуре отдельных видов и разновидности с учетом предъявляемого спроса;
• изучение покупательского спроса на товары, требований и предпочтений покупателей;
• подготовка товара для реализации (фасовка, упаковка, придание товарного вида)
• организация продажи товаров конечному покупателю (выкладка и демонстрация товара в торговом зале, консультация покупателей);
• реклама товаров;
Оказание дополнительных услуг, связанных с приобретением товара подготовка товара, комплектование подарочного набора, подгонка швейных изделий по фигуре, доставка товара на дом покупателю, хранение личных щей, организация автостоянки и др.).
Организация продажи товаров в розничной торговой сети может осуществляться по различным принципам. Поэтому выбор производителем личного торгового предприятия в качестве партнера или организация личной продажи товара собственными силами производителя должна предполагать выделение отличительных характеристик розничных торговых предприятий. Эти характеристики лежат в основе классификации розничной торговой сети, где выделяют следующие признаки.
Организация продажи товаров непосредственно конечному потребителю может осуществляться путем предложения товаров в розничном торговом предприятии (мерчендайзинг), лицензированной торговли (франчайзинг) и прямых контактов с потребителем (директ-маркетинг).
Специализация торговой сети состоит в рациональном формировании ассортимента товаров в пределах определенной группы, специализация оказывает влияние на повышение эффективности использования торговой площади и объемы реализации.
Основными направлениями специализации является установление профиля магазина по товарному признаку или комплексности покупки торов. В этой связи выделяют: специализированные магазины (торгующие иной товарной группой, например, магазин «Обувь»); узкоспециализированные магазины (торгующие одной товарной подгруппой, например, магазин «Детская обувь»); комбинированные магазины (торгующие родственными по назначению товарами, например, магазин «Бумага и канцелярские тары»); магазины комплексного спроса (торгующие товарами, удовлетворяющими потребности одной целевой группы потребителей, или общего левого назначения, например, магазины «Товары для женщин» и «Товары м дома»); универсальные магазины (торгующие большим количеством товарных групп различного целевого назначения).
Рост влияния розничных торговцев выражается в том, что они взимают плату за хранение с производителей, продающих свой товар через их магазины, плату за продажу, чтобы покрыть расходы на использование торговых площадей, назначают штрафы за позднюю и неполную доставку и берут отдельную плату за возврат непроданного или некачественного товара производителя.