Анализ собранной информации и презентация результатов.

Анализ данных предполагает их преобразование. Прежде всего, осуществляется обобщение данных путем выражения значительного их массива через ограниченное число до­статочно выразительных параметров. Следующая фаза — концептуализация — направлена на оценку результатов обобщения. Путем коммуникативной обработки интерпре­тация результатов осуществляется в понятных для заказчика категориях. Например, статистически тривиальные инстру­менты «медиана», «ожидание» и особенно «мода», как пра­вило, описываются в других терминах, более однозначно и правильно понимаемых заказчиками, незнакомыми с ме­тодами статистической обработки данных. Завершает эту стадию фаза экстраполяции, на которой полагается опре­делить, в какой степени (в каком доверительном интервале) данные выборки соответствуют всей совокупности объектов внимания. Среди видов статистического анализа выделя­ются дескриптивный (описательный) и выводной анализы, анализ различий, анализ связей, а также предсказательный анализ. Все эти разновидности анализа могут использо­ваться как по отдельности, так и в комбинации. Так, при анализе различий может быть использовано сопоставление средних величин; при определении связей — коэффициент корреляции.

Подготовка и презентация заключительного отчета (фи­нальный этап исследования)— предполагает, что результат исследования обязательно должен быть хорошо просчитан.

Интерпретацию полученных результатов наиболее бес­проигрышно предложить в визуально-образной, наглядной форме, например в виде таблиц, графиков, схем, моделей. Результаты исследования могут быть представлены в виде краткого общедоступного изложения существа исследования либо полного научного отчета, в котором в систематической и наглядной форме излагается схема исследования, и содержатся детально обоснованные выводы я рекоменда­ции.

Научный отчет (доклад) должен содержать следующую информацию: цель исследования; для кого и как проводилось исследование; характеристику выборки обследования, время поведения, метод сбора информации (анкетирование, по почте и т.п.); вопросник (анкету); сведения об исполнителях, консультантах; источники получения информации, их надежность при проведении ка­бинетных исследований.

Оформление результатов и их доведение до руководства осуществляются обычно в форме отчета, имеющего следу­ющую структуру:

а) вводная часть: титульный лист, договор на проведение исследования, меморандум (обращение к читателю, цель которого — создать позитивный имидж отчета, дать общие комментарии результатов исследования и предложить дальнейшие направления работы на перспективу), оглав­ление, перечень иллюстраций, аннотация («генеральский» отчет, включающий в себя основные объекты и суть иссле­дования, его методологию, выводы и рекомендации и пред­назначенный для лиц, которые не собираются читать отчет полностью);

б) основная часть: введение, относительно детальная ха­рактеристика методологии исследования, обсуждение по­лученных результатов, констатация ограничений (по вре­мени, средствам, противодействующим факторам), выводы и рекомендации по предмету исследования в соответствии с целями и задачами;

в) заключительная часть (дополнения): приложения, со­держащие добавочную информацию для более глубокого осмысления представленных результатов, сопутствующие выводы и предложения по смежным проблемам, возможные перспективы дальнейших исследований.

Итогом проведенного исследования является разработка выводов и рекомендаций. Они должны непосредственно вытекать из результатов разработки, быть аргументированными и достоверными, направленными на решение исследуемых проблем.