Характеристика основных типов совершения закупок.
Для маркетинга очень важно, что предприятия и организации, действующие на промышленном рынке, осуществляют свои закупки для различных целей. Можно выделить следующие закупочные ситуации, требующие гибких взаимоотношений между компаниями-покупателями и компаниями-производителями:
1. Покупки без изменений (например, заказы на поставку продукции, не требующей, каких бы то ни было изменений в заранее оговоренные сроки). Здесь маркетологам следует поддерживать сложившиеся связи, совершенствовать их. Решения о поставках принимают менеджеры по сбыту, которые собирают заказы, обрабатывают их и обеспечивают своевременную отгрузку.
Широко известна современная система поставок производственных товаров «точно вовремя» (японская система «канбан 1960-х годов). Идея довольно проста. На всех стадиях производства требуемые узлы и детали поставляются к месту их последующей операции в строго заданном количестве и точно вовремя. На практике это означает, что, например, готовые автомобили поступают в салоны к моменту их продажи, комплектующие узлы — к моменту сборки готового изделия, отдельные детали — к моменту сборки узлов, материалы — к моменту изготовления деталей.
2. Покупка с изменениями (заказы на модифицированную продукцию). Здесь у отдела закупок компании-покупателя возникает проблема: использовать ли прежних поставщиков, предложив ему удовлетворить новые требования, или найти новых? Может появиться конкурент и изменить прежде сложившиеся взаимоотношения. Отсюда задача маркетолога — постоянно знать намерения партнеров в дальнейшем развитии своего производства.
Изменение полуфабрикатов и компонентов не всегда ведет к закупкам. Компания-покупатель часто имеет выбор: «сделать самим или купить*. В случае «сделать самим» решается проблема своевременного обеспечения, однако это дополнительные затраты. В случае «купить» снижаются затраты, появляется возможность приобретать продукцию более высокого качества у специализированных поставщиков, повышается быстрота в учете необходимых изменений и т.д.
3. Новые покупки (внедрение новых производственных технологий, сырья и материалов). В этом случае важна информация для выбора лучшего решения по закупкам, поскольку конкуренция здесь особенно сильная. Такие закупки связаны со сложными коммерческими переговорами. Ведущую роль играют руководство компании-покупателя и технические специалисты. Реализация новых покупок может привести к формированию новых долговременных связей.
Во всех случаях сделок на промышленном рынке прослеживается определенная динамика действий (с разными приоритетами этих действий) компании-покупателя, на что маркетологи должны обратить свое внимание.
Сначала выявляется производственная проблема. Затем под эту проблему формируются определенные технические требования к необходимой продукции. Дальше идет поиск поставщиков, способных удовлетворить возникший спрос. Полученные предложения (спецификации, цены, презентации, демонстрации и т.п.) рассматриваются, и происходит окончательный выбор поставщика (часто используются рейтинги поставщиков). На последнем этапе осуществляется оценка принятого решения по закупкам и решается вопрос дальнейшего выбора поставщика.