Организация службы маркетинга на предприятии.
Формирование структур маркетинговых служб предусматривает создание специальных структурных подразделений в системе управления производственно-сбытовой и научно-технической деятельностью фирмы, которые, как правило, строятся по четырем основным принципам, допуская различное их комбинирование и вариации: по функциям маркетинговой деятельности, по товарному принципу (по продукту), по географическому принципу (по региону), по группам потребителей.
Кроме того, маркетинговым службам присуще включение в организационную структуру гибких временных рабочих групп, которые позволяют концентрировать усилия на наиболее важных направлениях рыночного предпринимательства и гибко реагировать на изменения макро- и микросреды деятельности фирмы.
Организация маркетинга на предприятии — это:[3]
1) осознание новой функции по взаимодействию предприятия с рынком;
2) разработка управляющей системы маркетинговой деятельности;
3) создание специализированной службы, обеспечивающей реализацию маркетинга на предприятии совместно с другими подразделениями.
Организация маркетинговой деятельности тесно связана и подчинена общим принципам и методам работы по управлению персоналом компании, поскольку охватывает наем и увольнение работников, их профессиональный рост, систему вознаграждения и продвижения, поддержание благоприятного рабочего климата в компании. Вместе с тем маркетинговая деятельность предъявляет определенные требования ко всему персоналу компании -необходимо уметь отвечать на вызовы рынка.
Система маркетинга представляет собой совокупность информационных, организационных, плановых и контрольных элементов, обеспечивающих взаимосвязь предприятия с рынком. Формирование структурного специального подразделения маркетинга (службы, отдела) является в современных условиях российской экономики важнейшим звеном в управлении предприятием. Совместно с производственной, финансовой, торгово-сбытовой, технологической, кадровой и другими видами деятельности оно создает единый интегрированный процесс. Этот процесс направлен на удовлетворение запросов рынка и получение на этой основе прибыли.
Во главе службы маркетинга предприятия, как правило, стоит второе лицо после руководителя — директор по маркетингу. В состав маркетинговой службы входят работники, занимающиеся изучением рынка, созданием товарного ассортимента, политикой цен, каналами распределения, торговлей, стимулированием сбыта и рекламой.
Организация маркетинговой деятельности на предприятии исходит из двух положений. Во-первых, вся работа должна быть разделена на отдельные участки (специализированные задания). Во-вторых, между этими участками следует обеспечить координацию деятельности. При этом чем глубже специализация, тем больше требуется координации. Разработка структурной организации предполагает решение ряда вопросов.
На предприятии маркетинговые функции могут выполняться достаточно большим количеством работников. В этом случае формируются отдельные самостоятельные подразделения. При этом возникает проблема координации между ними. Используются следующие подходы:
1) группировка по функциям. Все работники, выполняющие одну и ту же функцию, объединяются в одно подразделение. Достигается внутренняя согласованность их деятельности, но проблемы координации остаются;
2) группировка по продуктам, рынкам, по географическому признаку. На практике все эти подходы часто используются в комбинации.
Если в организации все маркетинговые полномочия сосредоточены в одних руках, то можно говорить о централизации управления. Однако в больших организациях полномочия по принятию решений распределяются между различными лицами. В этом случае имеет место децентрализация. Она может быть:
- вертикальной (по уровням управления);
- горизонтальной (на одном уровне управления).
Организации строятся путем объединения отдельных элементов в иерархию подразделений, создаваемых по продуктам, рынкам, по географическому признаку. Выделяются следующие формы организации:
- линейная;
- линейно-штабная;
- функциональная (F-группировка);
- матричная;
- дивизиональная.
Организационная структура службы маркетинга определяется спецификой выпускаемой продукции, количеством рынков и масштабами сбытовой деятельности предприятия. Ее организационное построение основывается на использовании одной из организационных структур (или на их сочетании); функциональной, дивизиональной или матричной.
Функциональный подход ориентирован на постоянную структуру службы маркетинга по выполнению основных функций в координации с другими подразделениями. Это традиционная структура, в которой отношения базируются на вертикальных связях «руководитель — подчиненный».
Дивизиональный подход используется в случаях, когда предприятие (крупная компания) диверсифицировано по производственному ассортименту продукции или работает на нескольких рынках, в результате чего формируются самостоятельные «точки прибыли» (дивизионы, отделения).
Матричный подход связан с сочетанием вертикального контроля функциональных отделов и прямого горизонтального координирующего контроля. Он осуществляется относительно тех направлений, по которым ведется координация различных видое деятельности. Как правило, это временная структура, в которой создаются проектные группы для решения конкретных задач. В состав таких групп могут входить специалисты производственных, маркетинговых, финансовых, исследовательских и ряда другил служб и подразделений. После выполнения заданий такие группы ликвидируются.
Задачи службы маркетинга вытекают из основных принципов маркетинга. В число обязательных задач входят:
- сбор, обработка и анализ информации о рынке, спросе на продукцию предприятия;
- подготовка данных, необходимых для принятия решений по эффективному использованию производственного, финансового, сбытового и подобного потенциала в соответствии с требованиями рынка;
- активное воздействие на формирование спроса и стимулирование сбыта.
Служба маркетинга призвана обеспечить выполнение на предприятии всех функций маркетинговой деятельности:
1. Комплексное изучение рынка:
- исследование и анализ основных показателей рынка (емкость, конъюнктура, конкурентная среда и т.п.);
- прогнозы развития спроса (долгосрочные и краткосрочные);
- изучение потребителей (отношение к товару, фирме, мотивы поведения, предпочтения и т.п.);
- изучение деятельности конкурентов (маркетинговая политика, сильные и слабые стороны и т.п.);
- сегментация рынка, анализ параметров сегментов, позиционирование и т.п.;
- определение «ключевых факторов успеха» и разработка комплекса маркетинговых усилий (маркетинг-микс, маркетинг отношений);
- разработка стратегических и оперативных планов, проведение анализа и контроля на целевых рынках.
2. Формирование продуктовой политики предприятия:
- разработка продуктовых линий и ассортимента товаров;
- оценка состояния и повышение уровня конкурентоспособности товаров;
- подготовка предложений по разработке новых товаров;
- развитие марочной политики, упаковки, сервисного обслуживания и др.
3. Определение ценовой политики предприятия:
- выбор ценовой ориентации на собственные затраты, состояние спроса, конкурентную среду;
- разработка и обоснование конечных (рыночных) цен по ассортименту и маркам;
- разработка системы стимулирующих цен.
4. Создание каналов распределения и выбор средств продажи товаров:
- формирование каналов распределения;
- выбор торговых посредников;
- анализ и прогноз объема и структуры продаж;
• разработка форм и методов реализации товаров (прямые продажи, персональные продажи, продажи с использованием новых информационных технологий и т.д.).
5. Развитие коммуникативных связей предприятия с рынком:
- разработка программ продвижения продукции компании;
- подготовка маркетинговых обоснований проведения рекламных кампаний, РR-кампаний;
- участие в престижных некоммерческих мероприятиях (паблисити);
- проведение выставок, презентаций, демонстраций;
- поощрения покупателей;
- стимулирование работников сбыта и продавцов;
- формирование положительного имиджа предприятия.
6. Формирование партнерских отношений:
- определение ключевых клиентов;
- разработка программ лояльности;
- создание цепочки партнерских отношений.
Служба маркетинга разрабатывает и представляет на утверждение руководству предприятия:
1) планы (программы, проекты) маркетинга на долго-, средне- и краткосрочные периоды времени;
2) предложения по взаимосвязям и координации деятельности службы маркетинга с другими подразделениями предприятия;
3) предложения о поощрении работников службы маркетинга и других функциональных и линейных служб за успехи в реализации маркетинговых усилий предприятия.
Также она разрабатывает и согласовывает:
1) финансовые документы и кадровые вопросы, связанные с деятельностью подразделений, входящих в службу маркетинга;
2) проекты отчетных и прогнозных документов, касающихся маркетинговой деятельности предприятия.