Основные категории маркетинга

К основным ка­тегориям маркетинга относятся: нужда, потребность, товар, обмен, сделка, рынок.

Нужда является исходной идеей, лежащей в основе маркетинга. Ее можно определить как чувство отсутствия чего-либо. Нужды людей много­образны и сложны. Люди нуждаются в пище, одежде, тепле, взаимопонима­нии и т.д. Если нужда не удовлетворена, человек испытывает дискомфорт. Это состояние может подтолкнуть человека к действию с целью найти предмет удовлетворения нужды.

В отличие от нужды, потребность - это та же нужда, но имеющая кон­кретные очертания, которые определены культурой и особенностями лич­ности человека. Маркетинг не создает нужду, поскольку она уже существу­ет, но может способствовать формированию потребностей как варианта удовлетворения нужды.

Следующая категория маркетинга - товар. Товар - это средство удовле­творения потребностей. Он может быть осязаем, а может и не иметь матери­ально-вещественной формы и выступать в качестве услуги. Товаром поэтому являются, например, транспортные услуги, услуги в получении информации, услуги в области образования, услуги почтовой и электронной связи и т.д.

Важным вопросом в маркетинге, бесспорно, является вопрос; за какой товар потребитель готов отдать свои деньги? Очевидно, за такой, который в наибольшей степени соответствует представлениям покупателей о полезно­сти, в том числе: полезности назначения, полезности уместности, полезности своевременности и полезности владения. Полезность назначения товар; при этом связана с его способностью удовлетворять определенные потребности. Полезность уместности определяет удобство места приобретения то­вара. Полезность владения связана с возможностью совершения покупки, наличием информации о свойствах товара, месте и времени продажи.

Потребитель всегда выдвигает свои требования к товару, его полезно­сти. В условиях рынка, а значит, и в условиях конкуренции, возраста, борьба за потребителя. Это заставляет деятелей рынка тщательно и глубоко изучать требования потенциальных потребителей к качеству товара, органи­зации его продажи. Для того чтобы наиболее полно удовлетворить потребителя, маркетинг выполняет определенные функции, что приводит к удорожанию товара. Вместе с тем, маркетинг обходится в слишком дорогое удовольствие для покупателя, а значит, и для производителя, только тогда, когда добавленная им стоимость выше созданной им полезности.

Следующая категория маркетинга - обмен. Маркетинг имеет место только в тех случаях, когда люди решают удовлетворить свои нужды и по­требности с помощью обмена. Обмен - это акт получения чего-либо с пред­ложением чего-либо взамен. При наличии денежного обращения, обмен принимает форму сделки. В отличие от обмена, сделка требует также при­менения определенных правовых норм и методов поведения. В общем виде под сделкой понимают коммерческий обмен ценностей между сторонами.

Важной категорией в маркетинге является рынок. Рынок - совокупность покупателей и продавцов, взаимодействие которых при­водит в итоге к возможности обмена. Рынок предприятия всегда конкретен, его границы определяются сферой товарного обращения, отраслевой при­надлежностью товара, географическим месторасположением и кругом поку­пателей, для которых предназначен данный товар.